Богданов Александр Александрович
Богда́нов Алекса́ндр Алекса́ндрович (настоящая фамилия – Малиновский; псевдонимы – Максимов, Рядовой, Вернер) [10(22).8.1873, Соколка Гродненской губернии, ныне Подляского воеводства, Польша – 7.4.1928, Москва], российский революционный деятель, философ, экономист, социолог, писатель, врач. Из многодетной семьи народного учителя. Шурин А. В. Луначарского. Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1899, экстерном).
Биография
Молодые годы
После окончания Тульской классической гимназии (1892) поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В годы учёбы специализировался по биологии, под влиянием знакомства с К. А. Тимирязевым стал убеждённым приверженцем дарвинизма. В 1894 г. исключён из университета за участие в студенческих протестах.
Выслан в Тулу, где вместе с рабочими оружейного и патронного заводов организовал кружки, разросшиеся в местную социал-демократическую организацию. В 1895–1899 гг. экстерном учился в Харьковском университете.
В конце 1899 г. снова арестован за революционную деятельность, выслан в Калугу. В 1900–1903 гг. отбывал ссылку в Вологде, работая некоторое время врачом-психиатром; стал во главе местных ссыльных социал-демократов (А. В. Луначарский, С. А. Суворов и др.), вошедших в круг содействия газете «Искра». Кроме того, познакомился с В. А. Русановым, приняв вместе с ним участие в экспедиции по Зырянскому краю (бассейн реки Печора), А. М. Ремизовым, которому оказывал врачебную помощь, и Н. А. Бердяевым, с которым дебатировал по философии и устно, и в печати. С 1901 г. регулярно печатался в издававшемся в Санкт-Петербурге журнале «Образование» (опубликованные статьи позднее собраны в книгу «Из психологии общества», 1904), а с 1903 г. – в московском журнале «Вопросы философии и психологии» [опубликованные материалы составили 2 тома (1904, 1905) философского трактата «Эмпириомонизм»].
После освобождения из ссылки в 1904 г. вёл нелегальную работу сначала в Твери и Москве, затем за границей, где присоединился к В. И. Ленину в полемике с меньшевиками.
Участие в революции 1905–1907 гг.
Возглавил Бюро комитетов большинства для организации III съезда РСДРП, состоявшегося в Лондоне весной 1905 г. На съезде избран членом ЦК РСДРП (переизбирался в 1906–1907 на IV и V съездах партии). Вместе с Л. Б. Красиным руководил Боевой технической группой РСДРП. В октябре 1905 г. как представитель ЦК РСДРП вошёл в Петербургский Совет рабочих депутатов. Вместе со всеми депутатами Совета в декабре того же года был арестован. До мая 1906 г. находился в заключении в тюрьме «Кресты», где завершил 3-й том «Эмпириомонизма».
Деятельность в межреволюционный период
После освобождения вёл партийную работу, проживая по соседству с Лениным в посёлке Куоккала Выборгского уезда Выборгской губернии (ныне Репино Курортного района Санкт-Петербурга). В 1907 г. после V съезда РСДРП вместе с Лениным возглавил Большевистский центр и редакцию фракционной газеты «Пролетарий», выходившей в Женеве и Париже. Однако разошёлся с Лениным по вопросу об отношении к Государственной думе: Богданов сначала выступал за бойкот, затем возглавил «ультиматистов» (выдвигали думской социал-демократической фракции ультимативное требование подчиниться партийному ЦК). На расширенном заседании «Пролетария» в июне 1909 г. исключён из фракции, а в январе 1910 г. – из ЦК РСДРП.
Пытался организовать новую фракцию РСДРП на основе поддержанных Максимом Горьким партийных школ на о. Капри (1909) и в Болонье (1910–1911), однако добился лишь создания литературной группы «Вперёд»; причём Ленин в письме «Ученикам Каприйской школы» (1909) нарочито называл группу Богданова «литераторским центром богостроительства» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 47. Москва, 1970. С. 198), хотя в действительности «проповедь богостроительства» была ограничена рядом сочинений Луначарского и повестью Горького «Исповедь» и не поддерживалась ни Богдановым, ни обучавшимися в партийных школах рабочими. В 1912 г., проживая в Париже, а затем в Брюсселе, Богданов был вынужден уйти и из группы «Вперёд», и, таким образом, из партии.
На годы фракционной борьбы (1907–1912) пришёлся пик активности Богданова как философа, романиста и публициста. Отойдя от политики, он с 1912 г. сосредоточился главным образом на разработке «всеобщей организационной науки», или тектологии (от греч. тектон – «строитель»), которую считал необходимой для строительства социализма как планомерно организованного общества.
Амнистия по случаю 300-летия династии Романовых позволила Богданову в 1913 г. вернуться из эмиграции в Россию, где он опубликовал книгу по общей теории идеологий «Наука об общественном сознании» (1914), написанную как часть сорвавшегося проекта Максима Горького «Энциклопедия для рабочих по изучению России».
Во время Первой мировой войны служил врачом в 221-м пехотном Рославльском полку, участвовавшем в Восточно-Прусской операции 1914 г. В 1915 г. демобилизован по болезни. После лечения от экземы в клинике кожных болезней при Московском университете служил в 152-м московском эвакуационном госпитале, где сдружился с опытным клиницистом С. Л. Малолетковым.
В 1916 г. вернулся к теоретической и литературной деятельности.
В период революционных событий 1917 г.
Весной – осенью 1917 г. выступал как политический публицист в газетах «Известия Московского Совета рабочих депутатов» и «Новая жизнь». Октябрьскую революцию 1917 г. не признал социалистической, раскритиковав проводимый большевиками «военный коммунизм» (сам термин введён Богдановым). Отказался от предложенного ему Луначарским любого поста в Наркомате просвещения РСФСР и от предложений вступить в РКП(б).
Участие в работе Пролеткульта
Член (с 1918), член президиума (1918–1923) Социалистической академии общественных наук. Одновременно, в 1918–1921 гг., профессор политической экономии 1-го МГУ. В наибольшей степени проявил себя как идеолог Пролеткульта, будучи в 1918–1921 гг. беспартийным членом его ЦК.
Вопреки позднейшим фальсификациям, концепция «пролетарской культуры» Богданова, несмотря на классовый подход, вовсе не отрицала культурного наследия; напротив, он выдвинул идею «сотрудничества поколений», проиллюстрировав её в своём докладе на 1-й Всероссийской конференции пролеткультов (1918) снимками первобытных рисунков из Альтамиры. В области художественной формы Богданов считал необходимым равняться на русских классиков-реалистов и европейских «поэтов трудовой демократии» Э. Верхарна и Я. Райниса, а не на символизм и футуризм. Однако отстаивание Богдановым особой культурной формы рабочего движения и публикация в журнале «Пролетарская культура» (1918–1921) его главного труда – «Тектологии» – спровоцировали гонения на Пролеткульт со стороны В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева и начало систематической травли Богданова в советской печати.
Деятельность в 1921–1928 гг.
Покинув Пролеткульт осенью 1921 г., Богданов обратился к углублённому изучению трансфузиологии, использовав свою командировку в качестве эксперта-экономиста в Лондон (зима 1921/1922) для приобретения при помощи советского полпреда Л. Б. Красина новой медицинской аппаратуры и литературы.
Осенью 1923 г. арестован ГПУ и допрошен Ф. Э. Дзержинским по подозрению в причастности к организации группы «Рабочая правда», члены которой без ведома Богданова использовали его имя в составленных ими антисоветских листовках. Вскоре освобождён, однако в СССР развернулась борьба с «богдановщиной», особенно через основанный Лениным и Л. Д. Троцким журнал «Под знаменем марксизма». Эта травля, направлявшаяся учениками Г. В. Плеханова («воинствующими материалистами-диалектиками»), надолго блокировала восприятие и осмысление новаторских идей (отчасти предвосхитивших кибернетику и системный анализ), обоснованных в «Тектологии».
В 1924 г. с немногочисленными соратниками, среди которых были его товарищ по гимназии терапевт И. И. Соболев и С. Л. Малолетков, начал эксперименты по обменному переливанию крови. В 1926 г. при поддержке Н. И. Бухарина, Н. А. Семашко и И. В. Сталина организовал и возглавил первый в мире Институт переливания крови. Благодаря энтузиазму и продуманным решениям о структуре и направлениях работ смог привлечь к руководству подразделениями института, его исследованиям и лечебной практике видных врачей-специалистов: патофизиолога и эндокринолога А. А. Богомольца, первого советского гематолога Х. Х. Владоса, терапевта М. П. Кончаловского, хирурга С. И. Спасокукоцкого. Было налажено изготовление стандартных сывороток для определения групп крови. Убедил руководство Осоавиахима начать организацию службы крови для Красной Армии. За первые 2 года Институт провёл около 400 операций, в большинстве своём удачных; часть из них Богданов описал в книгах «Первый год работы. Институт переливания крови» и «Борьба за жизнеспособность» (обе – 1927).
Погиб в результате 12-й трансфузии из-за недооценки рисков неоднократного обменного переливания крови (включая несовместимость по ещё неизвестному тогда резус-фактору).
Научные труды и литературное творчество
Полемика с Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым
Составленный из лекций в тульских кружках «Краткий курс экономической науки» (1897) благодаря лаконичному и доступному изложению с позиций историзма основ политической экономии выдвинул Богданова в число главных идеологов российской социал-демократии. Однако опыт эволюционной натурфилософии «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899) не привлёк широкого внимания.
Книга «Познание с исторической точки зрения» (1901) получила резко отрицательную оценку Н. А. Бердяева, упрекнувшего Богданова в схематизме и сильном уклоне в сторону материализма. Богданов в своём ответе указал на ошибки оппонента в понимании эмпириокритицизма и подчёркнуто противопоставил «абсолютному априоризму» Бердяева свою историческую и генетическую точку зрения как отправной пункт в программе расширения марксизма до всеохватывающего «единства научных методов» (Богданов. 1902. С. 1054–1055).
С Бердяевым, а также с С. Н. Булгаковым Богданов полемизировал также в книге «Из психологии общества» (1904), отвергая их поворот «от марксизма к идеализму» и противопоставление «сверхклассовой интеллигенции» в качестве «духовной аристократии» общественным движениям, опирающимся на рабочие массы. Оспаривая утверждения Булгакова о фатализме материалистического понимания истории, Богданов не принял не только российского возрождения религиозного идеализма, но и предложенного неокантианством противопоставления естественных наук («науки о природе») «наукам о культуре».
«Эмпириомонизм»
Свою философскую систему, развёрнутую в «Эмпириомонизме» (т. 1–3, 1904–1906), Богданов рассматривал как «социально-трудовое миропонимание», отвечающее интересам рабочего класса и восходящее к философско-историческому подходу, реализованному в ряде работ К. Маркса. Дополнением марксистского монизма Богданов считал концепции ряда европейских учёных (филологов Л. Нуаре и Л. Гейгера, религиоведа М. Мюллера, политэконома К. Бюхера и физика Э. Маха) о происхождении речи, мифов, художественного творчества и теоретического естествознания из коллективного труда.
Направлением дальнейшего развития «гносеологического социал-демократизма» Богданов избрал поиск обобщающих схем явлений природы, жизни, общества и психики как процессов организации – дезорганизации. Марксистская схема экономических формаций и антагонистических социальных классов была интерпретирована Богдановым как «дробление человека» в отделении руководящего труда от исполнительского и в профессиональной специализации (Богданов. 1905. С. 18). Отсюда – определение господствующих классов (жречества, военно-землевладельческой знати, буржуазии) как изначально организаторских (мирных и военных), но с тенденцией к отходу от реальных организаторских функций и потребительскому паразитическому вырождению. В пролетариате крупного машинного производства Богданов видел классовый зародыш тенденции к «собиранию человека» – соединению «работы мысли и работы мускулов» – организаторского (умственного) и исполнительского (физического) труда (Богданов. 1990. С. 40, 91).
В рамках эмпириомонизма Богданов разработал классификацию культурно-психических типов, различающихся по количеству и разнообразию впечатлений, интенсивности переживаний и знаку «аффекционала» (преобладанию положительного или отрицательного «подбора» в эмоциональной окраске). Трём уровням богатства впечатлений (высокому, среднему и низкому) соответствуют свои уравновешенные и неуравновешенные типы. Оригинальная характерология Богданова, отчасти схожая с типологией личностей А. Ф. Лазурского, не была замечена современниками.
Философская полемика с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным
Узнав от К. А. Тимирязева о законе Либиха, Богданов пришёл к выводу, что этот закон (принцип «слабого звена») и принцип естественного отбора являются обобщениями для всех не только природных, но и социальных процессов; столь же универсальное значение он придавал закону сохранения энергии и принципу Ле Шателье – Брауна. Будучи первоначально приверженцем естественно-научного материализма, под впечатлением открытий в атомной физике и физической химии, посчитал устаревшим традиционное философское понятие материи, отождествлявшее её как субстанцию с веществом, состоящим из движущихся предельно малых неделимых телец-атомов, и отдал предпочтение категории «энергия». Также устаревшими для науки начала 20 в. считал сформулированные Ф. Энгельсом «три закона диалектики».
Плеханов и его ученики-меньшевики, отождествлявшие философию «ортодоксального марксизма» с «диалектическим материализмом», ещё с 1904 г. обвиняли Богданова в ревизионизме; кульминацией стал антибогдановский памфлет Плеханова «Materialismus militans» («Воинствующий материализм», 1907). Богданов ответил памфлетами, в которых высмеял школу Плеханова за то, что от устаревшего «материализма физиков» она делает шаг назад к метафизике, отождествляя материю с заимствованной из философии И. Канта «внеопытной» категорией «вещь в себе» (Богданов. Страна идолов. 1908. С. 231–232).
Поскольку в сборнике с участием Богданова была также статья Луначарского о «религиозном атеизме», Ленин на фоне тактических разногласий присоединился, по его словам, к «правому делу» Плеханова «в философии» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 47. М., 1970. С. 135). Отождествив эмпириокритицизм с «махизмом» и приравняв его к «реакционной буржуазной философии» и «идеализму», Ленин тенденциозно стал выводить из него и отрицание Богдановым «абсолютной истины», и «ультиматизм», и «богостроительство» Луначарского, навязав свою позицию центральному органу большевиков (Протоколы совещания расширенной редакции «Пролетария» Июнь 1909. Москва, 1934. С. 42–47). В памфлете «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) Ленин также обвинил Богданова в «переодевании» исторического материализма «в наряд биологической и энергетической терминологии» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18. Москва, 1968. С. 348).
Богданов ответил памфлетом «Вера и наука», где, упрекая Плеханова и Ленина в стремлении сделать марксизм предметом некритического поклонения, метафорически уподобил «вампиру» их «абсолютный марксизм» (Богданов. 1910. С. 223). Не отрицая своей «неортодоксальности», Богданов никогда не признавал себя ни «ревизионистом», ни «идеалистом», ни «антимарксистом», ни «махистом». Эмпириокритицизм он оценивал как «буржуазный позитивизм», выражающий интересы «технической интеллигенции» (термин введён Богдановым) – социальной группы, в целом чуждой пролетариату социальным консерватизмом и индивидуализмом, но близкой активно-практическим отношением к миру (Богданов. 1909. С. 62, 103).
Итог своим расхождениям с марксистской «ортодоксией» подвёл в памфлете «Десятилетие отлучения от марксизма» (1914), который не был опубликован из-за начала Первой мировой войны и ждал своего издания до 1990-х гг. (Богданов А. А. Неизвестный Богданов. Кн. 3. Москва, 1995. С. 24–195).
Внутрипартийная полемика, а также отрицательное отношение к неокантианству, интуитивизму, американскому прагматизму привели Богданова к разочарованию в философии вообще. В своём последнем философском труде, вышедшем в 1913 г., он заявил, что философия (с её либо «созерцательным», либо «умозрительно-активным» отношением к миру) должна уступить место универсальной науке об организации – «точной и вполне эмпирической», с помощью которой «человечество сможет планомерно организовать по всей линии свои творческие силы, свою жизнь» (Богданов. 1913. С. 194, 267–268, 271).
Беллетристика и эссе
В довольно популярном среди большевиков романе-утопии «Красная звезда» (1908) воплотил характерные для марксизма представления о бесклассовой и планомерной организации социалистического общества и сделал ряд интересных научно-технических и экологических прогнозов (атомные двигатели и реактивная тяга космических кораблей, информатизация производства, стереокино, планетарное обострение проблем загрязнения окружающей среды и исчерпания природных ресурсов). В этом же романе впервые высказана идея «одновременного переливания крови от одного человека другому и обратно» как способа товарищеской борьбы с разными «слабыми звеньями» в организме (Богданов. 1990. С. 158).
В 1910 г. в газете «Киевская мысль» опубликовал ряд эссе, в которых изложил рационалистическую танатологию, частью которой стала идея обменных трансфузий как способа усиления жизнеспособности. При этом Богданов подчёркивал, что речь идёт о продлении жизни человека до действительно «естественных» физиологических пределов, но вовсе не о достижении личного физического бессмертия, о чём в то время стал мечтать Максим Горький. В полемическом письме Горькому 23 мая (5 июня) 1910 г. Богданов отмечал эволюционное значение смерти и смысл культурного «сотрудничества поколений в обществе», дополняющего необходимую «смену поколений в природе» (Богданов А. А. Неизвестный Богданов. Кн. 1. Москва, 1995. С. 171–173).
Малоудачный фантастический роман Богданова «Инженер Мэнни» (1912) примечателен указанием на опасность планетарного опустошения, если открытия науки о строении атома будут использованы «милитаризмом враждебных друг другу наций» (Богданов. 1990. С. 204). Позднее Богданов первым в русской научной литературе и публицистике заявил о том, что овладение атомной энергией даст людям такие гигантские и грозные силы, которые при «раздробленном человечестве» могут оказаться гибельны для всей жизни на Земле (Богданов. 1918. С. 7–8).
Тектология
Трёхтомник «Тектология: всеобщая организационная наука» впервые был издан в 1913–1922 гг. По мнению Богданова, тектология как универсальная и практически ориентированная методология миропонимания должна была стать основой «Рабочей энциклопедии», которая сыграла бы в подготовке социалистической революции роль, аналогичную роли просветительской «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера в подготовке буржуазной Французской революции 18 в.
Первичным приложением принципов тектологии Богданов считал свои опыты марксистской политической экономии («Курс политической экономии», совместно с И. И. Скворцовым-Степановым; в 2 томах, 1910–1919) и теории эволюции идеологических форм («Наука об общественном сознании»). На основе одного из обоснованных им ключевых организационных принципов – цепной связи – развил в цикле статей в журнале Максима Горького «Летопись» (1916) теорию мирового военного кризиса как последствия капиталистического перепроизводства технически специализированной военной силы в начале 20 в. Нарушение регулярности кризисов перепроизводства Богданов объяснял увеличением доли промышленных отраслей, отдалённых от потребительского рынка.
В 1917 г. в полемике с Лениным доказывал, что внедрение элементов «военного потребительного коммунизма» в государственно-монополистический капитализм было не признаком «материальной зрелости» для социализма, а ошибочно принятой за неё большевиками вынужденной временной мерой приспособления к упадку производительных сил (Богданов. 1918. С. 87–88). Во время работы в Пролеткульте и в прениях на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства (январь 1921) Богданов порицал некритическое заимствование тейлоризма, проповедовавшееся А. К. Гастевым.
Несмотря на критику тектологии в 1920-х гг., обоснованные в ней принципы цепной связи, «слабых звеньев» и подвижного равновесия системы были применены в 1924–1928 гг. В. А. Базаровым и В. Г. Громаном в разработке методологии народнохозяйственного планирования. Однако с 1929 г. «богдановщина» была объявлена философским источником «правого уклона» Бухарина и якобы «вредительских» теорий «экономического равновесия». С тех пор не прекращались фальсификации наследия Богданова, которые с конца 20 в. распространились и на контекст его деятельности как трансфузиолога.
Только в 1990–2000-х гг. были опубликованы тезисы Богданова «Мировая война и революция» (1921) и «Линии культуры XIX и XX века» (1928), а также доклад «Общественно-научное значение новейших тенденций естествознания», прочитанный им 24 мая 1923 г. в Социалистической академии. Эти работы, будучи применением организационной методологии к социологическому осмыслению последствий Первой мировой войны и русской революции, составили оригинальную, хотя схематичную и с элементами утопизма, концепцию индустриального общества. Главной чертой послевоенного и послереволюционного периодов Богданов считал установление различных вариантов «национально-государственного капитализма», при котором буржуазное государство выступает как орган коллективного страхования крупного капитала и организатор научно-технической элиты для повышения уровня национальных производительных сил (природных и трудовых). Богданов прогнозировал, что в структуре буржуазии ведущая роль перейдёт от паразитического слоя рантье к технической интеллигенции, превращающейся из промежуточной социальной группы в «класс для себя». В составе этого класса Богданов выделил две основные группы – инженерно-научную (примерно то же, что и технократия) и военно-чиновничью, базой которой является не производство, а государственно-милитаристский аппарат. Поскольку, вопреки чаяниям самого Богданова, индустриальный пролетариат так и не стал культурно самостоятельным классом, ему остаётся следовать за двумя указанными группами по «культурным линиям» в диапазоне от милитаристского и бюрократического «норматизма» до «буржуазно-интеллигентского техницизма» (Неизвестный Богданов. Кн. 1. С. 133–135) .
Прах захоронен в колумбарии на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Историческая память
Имя Богданова в 1928 г. было присвоено основанному им Институту переливания крови в Москве (ныне Национальный медицинский исследовательский центр гематологии).
С конца 1960-х гг. Богданов был признан в узких научных кругах в СССР и за рубежом первопроходцем разработки общей теории систем.
Начиная с 1989 г. прошло более 10 конференций, посвящённых развитию и популяризации многостороннего наследия учёного. В 1999–2020 гг. в Екатеринбурге существовал Международный институт Александра Богданова (МИАБ); в 2000–2005 гг. вышли 24 номера ежеквартального «Вестника МИАБ» (в 2006–2007 – ещё 4 номера).
Богданову посвящён один из фильмов документального сериала «Гении и злодеи» (проект Л. Н. Николаева, сценарист Е. Литвинова; ВГТРК, 2017).