«Вещь в себе»
«Вещь в себе́» (нем. Ding an sich; также «вещь сама по себе», Ding an sich selbst), одно из центральных понятий философии И. Канта, означающее вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (притом что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). Термин имел достаточно широкое хождение и до Канта, в том числе в школе Х. фон Вольфа. Понятие о «вещи в себе» возникает у Канта как коррелят понятия явления: если предметы опыта в их пространственно-временной форме существуют только в человеческом восприятии, то одновременно мыслится нечто, что сохраняет своё бытие и помимо восприятия, т. е. понятие «вещь в себе» (ноумен). Тезис о непознаваемости «вещи в себе» выдвигается Кантом в «критический период» его философии в связи с исследованием априорного синтетического познания, которое возможно лишь в том случае, когда человеческие понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов. Вещи сами по себе не могут быть такими предметами (наш рассудок – не божественен), так что их априорное познание невозможно. Но и в опыте «вещи в себе» нам не даны, все истинные утверждения о них (кроме, возможно, тезиса об их бытии и о том, что они лежат в основании явлений) на деле оказываются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т. д.
В понятии «вещь в себе» Ф. Г. Якоби видел главное противоречие кантовской философии. И. Г. Фихте трансформировал «вещь в себе» в приходящий извне импульс, задерживающий деятельность человеческого Я. Г. В. Ф. Гегель считал это понятие ярким образцом ограниченного «рассудочного» мышления, которое должно быть преодолено спекулятивной диалектикой. В современной философской литературе понятие «вещь в себе» иногда трактуется как синоним бихевиористской метафоры «чёрного ящика», часто используемой для характеристики скрытых психических механизмов.