Мах Эрнст
Мах Эрнст (Ernst Mach) (18.2.1838, Турас, Моравия – 19.2.1916, Хар, близ Мюнхена), австрийский физик и философ, представитель т. н. второго позитивизма. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Гpaцe (с 1864), Праге (с 1867, ректор с 1879), профессор философии в Вене (1895–1901).
Первые работы Маха посвящены изучению механизмов слуха и зрения: он объяснил принцип действия вестибулярного аппарата, открыл т. н. полосы (кольца) Маха – оптическое явление, возникающее при рассматривании двух расположенных рядом полос различной яркости. С 1881 г. Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел. Установил зависимость некоторых характеристик сверхзвукового течения от отношения скорости течения к скорости звука (число Маха). В механике сверхзвуковых течений именем Маха назван ещё ряд величин и понятий: конус Маха, угол Маха, маховское отражение и др. Он открыл и исследовал волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. С помощью фотосъёмки установил распределение плотности воздуха в окрестности снаряда, летящего со сверхзвуковой скоростью, получил фотографии ударных волн. Предложил (1896) т. н. принцип Маха, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием его взаимодействия со всеми остальными физическими телами Вселенной (в пустой Вселенной нет инерции). Этот принцип впоследствии оказал значительное влияние на А. Эйнштейна при построении им общей теории относительности. Выступив с критикой представлений классической механики И. Ньютона об абсолютном пространстве, времени и движении, Мах утверждал, что движения тел могут быть определены лишь относительно других тел.
Продолжая традицию британского эмпиризма (Д. Юм, Дж. С. Милль и др.) и позитивизма О. Конта, Мах в своём центральном понятии опыта опирался на непосредственные данные чувственного восприятия или внутреннего психического состояния (иногда Мах называл опытом также эксперимент). В первоначальном жизненном опыте (как об этом, согласно Маху, свидетельствуют и данные детской психологии) ещё нет чёткого различения внутреннего и внешнего. Разделение изначального нейтрального опыта в процессе его развития на субъективное и объективное возникает как вторичный эффект, практически полезный, но ведущий к ошибочному противопоставлению субъекта и объекта, превращению их в две самостоятельные реальности – мир внешний и мир внутренний. Всякое знание, в том числе научное, есть лишь описание фактов, т. е. переживаний познающего субъекта и их взаимных отношений. Всё ненаблюдаемое и, таким образом, выходящее за рамки возможного опыта должно быть устранено из научного мышления (в том числе такие «метафизические», т. е. ненаучные понятия, как субстанция, сила и т. п., в частности принцип причинности должен быть заменён понятием функции). Атом, как и кантовская «вещь в себе», в силу своей ненаблюдаемости представляет собой мнимое понятие. В качестве данного в опыте физическое тело образуется из восприятий и предстаёт в конечном итоге как «комплекс ощущений». Равным образом и Я – это не «изолированная от мира монада, а часть мира в его потоке», «сравнительно постоянный комплекс» ощущений. Идеи Маха оказали влияние на становление философии Венского кружка и неопозитивизма.