Галерея Тейт
Галере́я Тейт (Tate Gallery; Тейт, Tate), художественный музей в Великобритании. Обладает крупнейшим в мире собранием британского искусства 16–21 вв. и одной из самых обширных коллекций мирового современного искусства.
В его состав входят Британская галерея Тейт (Tate Britain) и Современная галерея Тейт (Tate Modern) в Лондоне, Ливерпульская галерея Тейт (Tate Liverpool) в Ливерпуле, Тейт Сент-Айвс (Tate St Ives) в г. Сент-Айвс (графство Корнуолл).
Основа собрания была заложена английским промышленником, владельцем заводов по переработке сахара Г. Тейтом. В 1889 г. он передал в дар Великобритании свою коллекцию британской живописи 19 в. – 65 полотен, в том числе знаменитые картины прерафаэлитов Дж. Э. Милле («Офелия», 1851–1852) и Дж. У. Уотерхауса («Леди Шалотт», 1888). Г. Тейт также выделил средства на строительство музейного здания.
Первая галерея, ныне известная как Британская галерея Тейт, была открыта для публики в августе 1897 г. в центре Лондона, в районе Миллбанк, на месте исправительной тюрьмы. Первоначально она называлась Национальной галереей британского искусства; в 1920–1932 гг. – Национальной галереей в районе Миллбанк (National Gallery, Millbank); с октября 1932 г. стала официально именоваться Галереей Тейт в честь своего основателя, сохранив это название до 2000 г.
С момента открытия до 1954 г. музей находился под управлением попечителей лондонской Национальной галереи, откуда в Галерею Тейт постепенно передавались многочисленные произведения британского искусства 18–19 вв., включая «Автопортрет с мопсом Трампом» У. Хогарта (1745) и работы из коллекции мецената Р. Вернона: картины Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Дж. Констебла. Существенную роль в расширении собрания сыграла передача в 1910 г. из Национальной галереи большей части работ У. Тёрнера, ставших достоянием британской нации в 1856 г. Коллекция, известная как «Завещание Тёрнера» (поскольку её основу составили завещанные художником произведения), ныне насчитывает около 300 картин маслом, около 30 тыс. рисунков и акварелей и является крупнейшим в мире собранием работ этого автора.
Основным источником для расширения коллекции Галереи Тейт служат дарения, завещания художников и меценатов. В 1897 г. символист Дж. Ф. Уоттс стал первым мастером, передавшим картины своего авторства в галерею (18 полотен). До 1920-х гг. экспонаты для музея покупались в основном на средства скульптора Ф. Л. Чантри, который завещал своё состояние нации в целях приобретения выдающихся произведений британского искусства. В 1933 г. коллекционер К. Ф. Ступ (Стоп) завещал галерее произведения художников, работавших во Франции в конце 19 – 1-й трети 20 вв.: П. Сезанна, Э. Дега, В. Ван Гога, представителей парижской школы (П. Пикассо, А. Матисса, А. Модильяни и др.). В 1950-х – 1960-х гг. собрание музея пополнилось работами авангардистов Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова, переданными в дар авторами и их друзьями, художниками Е. С. Молло и Е. Г. Рубиным. В 1994 г. в Тейт поступило 55 работ по завещанию крупных коллекционеров, супругов Г. и Э. Канвейлер: кубистическая живопись и графика П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса, Ф. Леже.
В 2000-х – начале 2020-х гг. галерея значительно обогатилась произведениями современного искусства. Так, в 2008 г. одним из самых крупных поступлений в истории Тейт стало собрание лондонского коллекционера Э. д'Оффея: более 700 экспонатов, среди которых работы Э. Уорхола, Р. Лихтенштейна, Д. Арбус, Дж. Кунса, Д. Хёрста, Л. Буржуа, Б. Виолы. Важным вкладом в расширение собрания стала коллекция греческого предпринимателя Д. Даскалопулоса, который в 2023 г. подарил Тейт 110 произведений, в том числе скульптуры и инсталляции М. Барни, С. Лукас, П. Рист, М. Хатум, Д. Хаммонса и др.
С начала 20 в. собрание музея также пополняется благодаря средствам множества фондов и организаций, поддерживающих его деятельность: Фонда искусства (Art Fund, основан в 1903 в целях приобретения произведений для национальных коллекций), Общества современного искусства (Contemporary Art Society, с 1910), Фонда Курто (Courtauld Fund, основан в 1923 текстильным магнатом и коллекционером С. Курто, выделившим средства на закупку произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов для национальных собраний), Американского фонда Тейт (Tate American Fund, с 1988), Мемориального фонда национального наследия (National Heritage Memorial Fund, с 1980), Фонда национальной лотереи (Heritage Lottery Fund, с 1992) и др. С 2003 г. фонд современного искусства Outset способствует отбору и приобретению работ для Тейт у авторов, участвующих в ежегодной ярмарке современного искусства Frieze.
Важную роль в поддержке деятельности музея играют организации «Члены Тейт» (Tate Members, основана в 1957 как «Друзья галереи Тейт» – Friends of the Tate Gallery), «Покровители Тейт» (Tate Patrons), многочисленные меценаты и корпоративные спонсоры. В 1-й четверти 21 в. коллекция Тейт расширяется также за счёт грантов от Министерства культуры, СМИ и спорта Великобритании; государственных программ уплаты налога на наследство в виде произведений искусства.
Благодаря правительственным программам, средствам фондов и меценатов в собрание Тейт в разное время поступил ряд произведений выдающихся художников 17 – начала 21 вв.: портреты авторства А. ван Дейка и Дж. С. Сарджента; работы французских мастеров 2-й половины 19 – начала 20 вв. (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Боннара, А. Сислея, К. Писсарро, Ж. Сёра, А. Майоля), представителей парижской школы (К. Бранкузи и А. Джакометти); произведения сюрреалистов Дж. Де Кирико, Ф. Пикабиа, Р. Магрита, Х. Миро; абстракционистов П. Мондриана, Дж. Поллока, М. Ротко, В. Вазарели; концептуалистов И. И. Кабакова и Э. В. Булатова; работы крупнейших представителей искусства середины 20 – 1-й четверти 21 вв. (Ф. Бэкона, Й. Бойса, Л. Буржуа, Л. Фрейда, Пайк Нам Джуна, А. Кифера, Б. Виолы, Дж. Кунса, Д. Хёрста, М. Абрамович и др.).
В этом ряду заслуживают отдельного внимания выдающиеся произведения 19–20 вв.: серия иллюстраций У. Блейка к «Божественной комедии» Данте Алигьери (1824–1827); картины «Благовещение» Д. Г. Россетти (1850), «Ноктюрн в чёрном и золотом – падающая ракета» Дж. Уистлера (1875), «Три танцора» (1925) и «Плачущая женщина» (1937) П. Пикассо, «Динамический супрематизм» К. С. Малевича («Супремус № 57», 1915 или 1916), «Осенний каннибализм» (1936) и «Метаморфозы Нарцисса» (1937) С. Дали, «Диптих Мэрилин» Э. Уорхола (1962), «Большой всплеск» Д. Хокни (1967); коллаж «Улитка» А. Матисса (1953), один из вариантов скульптуры «Король и королева» Г. Мура (1952–1953), реди-мейд «Фонтан» М. Дюшана (1962; одна из восьми реплик утерянного оригинала, представленного в 1917).
Первоначально вся коллекция Галереи Тейт размещалась в здании в стиле неоклассицизма на набережной Миллбанк (1897, архитектор С. Р. Дж. Смит). В 1899 г. к этому сооружению пристроено ещё девять залов. В 1910-х – 1930-х гг. значительный вклад в расширение площади музея внесли меценаты Дж. Дж. Дьювин и его сын Дж. Дьювин: на их средства возведены большие пристройки, включающие семь новых залов для экспонирования произведений У. Тёрнера (открыты в 1910, архитектор У. Г. Ромейн-Уокер), а также т. н. Галереи Дьювин – первые публичные галереи в Великобритании, созданные специально для демонстрации скульптуры (открыты в 1937, архитекторы Дж. Р. Поуп, У. Г. Ромейн-Уокер, Г. Дженкинс). В 2012–2013 гг. помещения исторического здания Тейт реконструированы архитектурным бюро Caruso St John. Ныне здесь представлено крупнейшее в мире собрание живописи, скульптуры и графики британских мастеров 16–19 вв.
В 1968–1979 гг. для быстро растущей коллекции современного искусства к музею с северо-восточной стороны пристроены новые галереи (архитектор Р. Ллеуэлин-Дейвис), где помимо выставочных залов размещены реставрационные студии, фотомастерские, служебные и хозяйственные помещения. В апреле 1987 г. открылась т. н. Галерея Клор, куда были перенесены работы У. Тёрнера (названа в честь мецената Ч. Клора, чей фонд пожертвовал значительную сумму на строительство).
В мае 1988 г. открыт первый филиал музея – Ливерпульская галерея Тейт. Она находится в здании склада в комплексе Алберт-док в Ливерпуле (1846, архитекторы Дж. Хартли, Ф. Хардуик), превращённом в музейное пространство по проекту архитектора Дж. Стерлинга. Ныне в галерее экспонируются произведения современного искусства и работы британских мастеров 16–21 вв. В конце 2023 г. сооружение закрылось на реконструкцию, на время которой галерея организовала совместную выставочную и образовательную программу с региональным отделением Королевского института британских архитекторов.
Один из важнейших этапов в истории музея связан с деятельностью его директора Н. Сероты (занимал должность в 1988–2017). В этот период открылся филиал Тейт в графстве Корнуолл – Тейт Сент-Айвс (июнь 1993), демонстрирующий произведения современных художников с акцентом на представителей местной школы. В галерее представлены работы Б. Хепуорт (с 1980 Музей и сад скульптур Барбары Хепуорт в Сент-Айвсе вошёл в состав Галереи Тейт), М. Мосс, Н. Габо, П. Херона и др. Музей разместился в здании бывшего газового завода, перестроенного архитекторами Э. Эвансом и Д. Шалевом. В 2017 г. сооружение реконструировано и значительно расширено.
Значимым событием художественной жизни Великобритании стало открытие в мае 2000 г. Современной галереи Тейт в районе Саутуарк в Лондоне. Сюда из исторического здания, переименованного тогда же в Британскую галерею Тейт, была перемещена коллекция произведений современного искусства. Новый музей разместился в здании бывшей электростанции «Банксайд» (1947–1963, архитектор Дж. Г. Скотт), реконструированном швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron с сохранением значительной части первоначального сооружения. Так, котельный цех был переоборудован в выставочные залы, учебные студии и общественные зоны, а турбинный цех превращён в пространство для показа масштабных инсталляций и скульптур, заказанных музеем специально для этого пространства (см. Site-specific art; первой представленной здесь работой стала инсталляция Л. Буржуа в виде трёх башен: «Я делаю», «Я переделываю», «Я уничтожаю», 2000). В 2012 г. в Современной галерее Тейт открылось выставочное пространство под названием «Цистерны» (Tanks; бывшие нефтяные резервуары) – первое в мире музейное помещение, предназначенное специально для демонстрации искусства действия: перформансов, хеппенингов, танца, видеоарта и др.
В 2016 г. архитектурное бюро Herzog & de Meuron дополнило музейный комплекс пристройкой в духе неомодернизма, получившей название «Суитч-хаус» (Switch House). В 2017 г. она переименована в Корпус имени Блаватника (Blavatnik Building) в честь Л. Блаватника, пожертвовавшего крупнейшую за всю историю Галереи Тейт сумму на расширение музея. С 2018 г. северная часть галереи, расположенная на месте бывшего котельного цеха, стала именоваться Корпусом имени Натали Белл (Natalie Bell Building) в память о местной активистке и волонтёре.
Современная галерея Тейт ныне демонстрирует произведения европейских и американских мастеров 20 – 1-й четверти 21 вв.; значительную часть залов занимают работы представителей современного искусства Азии, Латинской Америки и Африки (Кусама Яёи, Катаяма Мари, Ясмин Джахан Нупур, Бхарти Кхер, Д. Сальседо, Л. Феррари, П. М. Таю, Вонг Мин и др.).
В Современной галерее Тейт Н. Серотой реализована система экспонирования, которая, несмотря на критику, в начале 2000-х гг. была признана новаторской; куратор стремился обеспечить зрителю опыт полного погружения в искусство и продемонстрировать диалог произведений разных эпох. В 2020-х гг. галерея отчасти продолжает следовать принципам Сероты в организации выставочных пространств. С 2008 г. в партнёрстве с Национальной галереей Шотландии (Эдинбург) музей реализует программу «Комнаты художников» (Artist Rooms), основной задачей которой является приобщение молодёжи к современному искусству. Для этого в рамках программы организуются регулярные передвижные выставки разных художников в городах Великобритании: «Комната Л. Буржуа», «Комната М. Ротко», «Комната Э. Уорхола» и др.
В 2024 г. коллекция Тейт насчитывает более 78 тыс. произведений, включая живопись, графику, скульптуру, фотографию, новейшие формы искусства (видеоарт, инсталляция, перформанс и др.), а также хранит около 80 тыс. единиц архивных документов, охватывающих период с 1900 по 2020-е гг. (письма, дневники, каталоги выставок, наброски, фотографии и аудиовизуальные материалы, в том числе записи интервью художников, и др.). Филиалы Тейт ведут активную выставочную, просветительскую и научную деятельность. Галерея Тейт выступает организатором ежегодной художественной премии Тёрнера – одной из наиболее авторитетных художественных наград Великобритании.