Лессировка
Лессиро́вка (от нем. lasieren – покрывать глазурью) в живописи, прозрачный или полупрозрачный слой краски или окрашенного лака, нанесённый поверх основного цвета или подмалёвка.
Лессировка – одно из важнейших отличительных свойств прежде всего масляной живописи: нанесение многочисленных просвечивающих слоёв создаёт глубину просматриваемой красочной фактуры,
Фрагмент картины «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка. 1435. Лувр, Париж. обогащает колорит, усиливает или ослабляет звучание отдельных цветов, способствует колористическому единству и гармонии в картине. Ретушь играет роль лессировки для темперной живописи, фрески, миниатюры, акварели и др. Возможности лессировки в масляной живописи способствовали распространению этой техники в европейском искусстве с 15–16 вв., во многом благодаря её усовершенствованию Я. ван Эйком и другими нидерландскими художниками 15 в. Мастерами лессировки были все крупные европейские колористы 15–20 вв.: Леонардо да Винчи, Тициан, П. П. Рубенс, Я. Вермеер, Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонар, Ф. Гойя, К. Коро, У. Тёрнер, Ф. С. Рокотов, И. К. Айвазовский, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др.
