Акватинта
Аквати́нта (итал. acquatinta, от acqua – вода и tinta – краска, цвет, оттенок), техника глубокой печати, позволяющая передавать в гравюре особенности рисунка с размывкой кистью.
В основе процесса создания клише лежит, как и в офорте, травление металлической доски азотной кислотой. Однако, в отличие от офорта, акватинта используется исключительно для передачи в гравюре тональных пятен; с её помощью невозможно награвировать линию. Поэтому акватинту применяют, как правило, в сочетании с офортом, которым намечают основные контуры композиции. В ходе работы в технике акватинты на металлическую доску наносят мелко распылённую смолу или порошок сирийского асфальта, канифоли, поваренной соли, сахара, после чего доску нагревают и частички порошкообразного вещества пристают к её поверхности. Части композиции, которые в оттиске должны быть белыми, покрывают кислотоупорным лаком. Те же участки, которые должны приобрести тон, подвергают травлению кислотой. Чтобы варьировать глубину тона, определённые части композиции травят дольше других, при этом используется приём выкрывания, когда последовательно покрывают лаком отдельные участки. По окончании воздействия кислоты металлическую доску промывают, счищают слой кислотоупорного лака в светлых местах и наносят типографскую краску, после чего приступают к процессу печати гравюры с помощью печатного пресса. Как и в случае с прочими техниками глубокой печати, бумага при этом слегка увлажняется, чтобы лучше впитать краску.
Техника акватинты возникла в 3-й четверти 18 в. в результате одновременных экспериментов ряда мастеров из разных европейских стран. При этом первые попытки создать близкую акватинте тональную технику относятся к 16–17 вв.: например, в гравюре «Суд Париса» (около 1510 – 1520) М. Раймонди использовал особую шлифовку для придания тона отдельным участкам композиции, а Д. Хопфер и Рембрандт применяли для тех же целей коррозионную серу. Голландский гравёр Я. ван де Велде создал несколько портретных гравюр, используя акватинтный порошок, но его опыт был исключительно локальным и не получил распространения в 17 в. 2-я половина 18 в. стала временем массового обращения к поискам новой тональной техники, при помощи которой стало бы возможно передавать особенности рисунка с размывкой кистью или тонких акварельных зарисовок. Первый ясный эксперимент в этой области с применением резинового порошка был проведён шведом П. Г. Флодингом и французом Ф.-Ф. Шарпантье в 1761 г. В 1766 г. аналогичной технологией воспользовался Ж.-Б. Делафос, работавший в союзе с аббатом Ж.-К. де Сен-Ноном. Несмотря на эти ранние опыты, изобретателем акватинты считается Ж.-Б. Лепренс, который начал работать в этой технике лишь в 1768–1769 гг., однако именно он подал заявку на патент в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. Патент был одобрен Академией в 1782 г., спустя год после смерти мастера. С 1780-х гг. до начала 19 в. в новой технике были созданы многие шедевры французской гравюры, в частности работы Ш. М. Декурти, Ж.-Ф. Жанине и Ф.-Л. Дебюкура. Эти мастера активно работали и в технике цветной акватинты, используя для печати несколько досок, по одной для каждого из трёх основных цветов.
Техника акватинты получила широкое распространение как во Франции, так и за её пределами. Одной из стран, где она была особенно востребована, стала Великобритания: многие известные гравюры П. Сэндби и Т. Гейнсборо были выполнены с использованием акватинты.
В отличие от ряда других возникших в 18 в. техник, акватинта продолжила своё существование и в 19–20 вв. Практически все известные гравюры Ф. Гойи были созданы с применением акватинты. К ней обращались Э. Делакруа, Э. Мане, Э. Дега, К. Писсарро, М. Кэссетт, Ф. Ропс, Ж. Руо, М. Клингер, П. Пикассо, В. Д. Фалилеев, М. В. Якунчикова, И. И. Нивинский. Из современных мастеров в ней работают, в частности, Г. Базелиц, Д. Хёрст, К. Уокер, Ч. Клоуз.