Бизнес-инкубатор
Би́знес-инкуба́тор (англ. business incubator), структура, способствующая развитию стартапов и компаний на ранних стадиях их развития, предоставляя им различные услуги и ресурсы. Цель бизнес-инкубаторов – создание условий, необходимых для роста малого бизнеса; они являются значимым инструментом стимулирования регионального или национального экономического развития. Бизнес-инкубаторы обычно создаются на базе исследовательских, научных, экономических институтов и бизнес-центров, предполагают сотрудничество с инвестиционными организациями и государственными учреждениями.
Бизнес-инкубаторы предоставляют многочисленные услуги владельцам начинающих предприятий на льготных условиях. Офисные и производственные помещения, находящиеся на территории бизнес-инкубаторов, предлагаются начинающим предпринимателям по ценам ниже рыночных. Сотрудники бизнес-инкубаторов оказывают консультационные услуги, а также помогают в разработке бизнес-планов и проведении маркетинговых исследований, в поиске источников финансирования начинающим предприятиям.
В среднем стартапы проводят в бизнес-инкубаторе 2 года, при этом они часто разделяют свои расходы на оплату связи, использование производственного оборудования, секретарские услуги и т. п. с другими начинающими бизнес-компаниями для сокращения накладных и операционных расходов.
Цели бизнес-инкубаторов:
оказание помощи начинающим предприятиям в планировании бизнеса и разработке бизнес-планов;
запуск бизнеса: регистрация нового предприятия, регистрация патентов, соблюдение требований налогового законодательства, юридическая помощь при заключении договоров и др.;
помощь в управлении бизнесом: освоение повседневных операций;
содействие в развитии бизнеса: поиск новых источников финансирования, мест расположения офисов и производственных мощностей, новых клиентов для расширения бизнеса.
В каждом бизнес-инкубаторе существует свой перечень предоставляемых ресурсов и услуг, который может отличаться от соответствующего перечня в других бизнес-инкубаторах. Однако в большинстве случаев он включает в себя следующее:
обучение основам ведения бизнеса (путём организации комплексных программ бизнес-обучения);
наставничество и консультационные услуги (в том числе помощь в формировании управленческой команды, в поиске потенциальных стратегических партнёров, в управлении интеллектуальной собственностью, в коммерциализации технологий);
доступ к источникам капитала (кредиты, гранты, сеть потенциальных инвесторов, включая бизнес-ангелов и венчурные фонды);
поддержка при участии в тендерах, конкурсах и подаче заявок на гранты, при подготовке документации для получения государственных субсидий, для предоставления гарантийных обязательств банкам и прочим инвесторам;
консультирование в области осуществления основных бизнес-процессов (ведение бухгалтерского учёта, проведение маркетинговых исследований, соблюдение законодательства и др.);
рекламная поддержка (помощь в организации участия в выставках, конференциях, создании фирменного стиля, подготовке презентаций);
доступ к офисным помещениям и другим операционным ресурсам (почтовые и секретарские услуги, обработка корреспонденции, доступ в Интернет, телефонная связь, необходимое программное обеспечение, оборудование и т. д.);
помощь в общении с официальными органами власти.
Бизнес-инкубаторы могут принести существенные выгоды стартапам. Наставничество и предоставление консультационных услуг дают возможность руководителям начинающего предприятия получить необходимые знания и опыт для принятия эффективных решений.
Используя возможности бизнес-инкубатора, стартапы экономят время и финансовые средства, затрачиваемые на повседневную операционную деятельность (например, ведение бухгалтерского учёта, маркетинг, управление персоналом), поскольку бизнес-инкубаторы предоставляют либо все эти услуги, либо некоторые из них.
Наконец, в бизнес-инкубаторах стартапы могут найти доступ к экспертам в различных отраслях экономики.
Типы бизнес-инкубаторов и их характеристики
Научный бизнес-инкубатор
В том случае, если в основе запуска нового предприятия лежит инновация, например создание технологического новшества, которое может повысить конкурентоспособность товара или услуги, стартапу потребуется научно-техническая база. Возможно, ему также будет нужен доступ к информационным базам, специальному оборудованию, испытательным стендам и т. д.
Эти средства и ресурсы предоставляют научные и политехнические бизнес-инкубаторы, имеющие всё необходимое для исследований в той или иной области.
Часто инновационно-технологические бизнес-инкубаторы создаются на базе научно-исследовательских институтов.
Производственный бизнес-инкубатор
Производственный бизнес-инкубатор предоставляет начинающим бизнесменам оборудование, складские и производственные помещения, консультационные услуги (бухгалтерские, юридические и др.). Предполагается, что при использовании этих ресурсов и услуг будет создан образец нового продукта, а затем налажено его серийное производство. Параллельно бизнес-инкубатор может оказать помощь в поиске заказчиков, в установлении контактов с ними, в оформлении нужных документов.
Как правило, бизнес-инкубаторы специализируются в определённой отрасли. Например, один инкубатор фокусируется на оказании услуг стартапам в пищевой промышленности, в то время как другой – стартапам в индустрии туризма. Тем не менее некоторые инкубаторы допускают предоставление своих услуг компаниям без отраслевых ограничений.
Инновационный бизнес-инкубатор
В ряде случаев при создании нового бизнеса разрабатываются технологии, которые позволяют заниматься различными видами интернет-бизнеса. Эти технологии не предполагают использования промышленного оборудования, производственных площадей и складских комплексов. Возможно, малому предприятию требуется лишь офисное помещение, каналы быстрого интернет-соединения, программно-вычислительная база. Инновационный бизнес-инкубатор может предоставить услуги, которые облегчат процесс создания нового бизнеса, начиная от проработки технологии и заканчивая привлечением необходимых инвестиций.
Государственные и коммерческие бизнес-инкубаторы
Структура предложений государственных и коммерческих бизнес-инкубаторов может быть различной.
Частные бизнес-инкубаторы могут предложить объёмный перечень услуг, включая полное финансирование проекта. Государственные бизнес-инкубаторы в большинстве случаев предоставляют только скидки на аренду офисного помещения и консультационные услуги.
Государственные бизнес-инкубаторы, как правило, не заинтересованы в получении своей доли от финансового результата деятельности новой компании, в то время как коммерческие бизнес-инкубаторы часто оказывают услуги, претендуя на получение определённых доходов от стартапов в будущем. Поэтому коммерческие бизнес-инкубаторы могут указывать в договорах о сотрудничестве с начинающими компаниями передачу им доли в бизнесе, получение прав на патент и др.
Условия работы с бизнес-инкубаторами
Процесс приёма в бизнес-инкубатор
Вхождение начинающих предпринимателей в бизнес-инкубатор имеет ряд условий. Предприниматель должен пройти конкурсный отбор и соблюсти все требования процесса приёма. Обычно процесс приёма компании в бизнес-инкубатор включает в себя заполнение заявки и проведение собеседований с владельцами бизнеса. Принимаются в бизнес-инкубаторы лишь те компании, у которых есть потенциально осуществимые бизнес-идеи и работоспособный бизнес-план. Конечная цель процесса приёма – установление степени жизнеспособности бизнес-идеи стартапа и способности управленческой команды компании реализовать свою идею.
В государственных бизнес-инкубаторах, не заинтересованных напрямую в финансовых результатах представленных проектов, условия вхождения в когорту фирм в инкубаторе могут быть достаточно простыми и лояльными. В противоположность им в коммерческих бизнес-инкубаторах существуют достаточно жёсткие условия приёма, необходим тщательно разработанный и достаточно обоснованный бизнес-план, а также участие в конкурсном отборе.
Вхождение компании в бизнес-инкубатор
Компании, вошедшие в бизнес-инкубатор, получают доступ ко всем предлагаемым услугам и ресурсам и обычно проводят в инкубаторе от нескольких месяцев до 2 лет. Некоторые из них задерживаются дольше, что может быть связано как с видом их деятельности, так и с организационными возможностями команды управления бизнесом. Кроме того, некоторые бизнес-проекты требуют проведения длительных исследований и разработок.
Наставничество и консультационные услуги
В период нахождения в бизнес-инкубаторе руководители компании активно работают с наставниками и консультантами с целью получения информации для ведения бизнеса, приобретения опыта, настройки операционных процессов.
По окончании программы пребывания в бизнес-инкубаторе компания обычно участвует в мероприятии, которое называется демонстрационным днём. Компания представляет результаты своей работы аудитории, состав которой определяется бизнес-инкубатором.
Бизнес-инкубаторы могут оказывать услуги не только тем компаниям, которые арендуют у них помещения и пользуются их материальными ресурсами, но и т. н. партнёрским клиентам, а также виртуальным клиентам. Клиентами-партнёрами могут быть и семейные предприятия на ранней стадии своего развития, которые имеют собственные помещения. Т. н. виртуальные клиенты – это компании, которые физически находятся далеко от бизнес-инкубатора, поэтому им может быть предоставлена возможность получения консультаций и другой помощи в электронном виде.
Основным критерием оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора является количество стартапов, пользовавшихся услугами инкубатора и впоследствии успешно осуществляющих свою деятельность на рынке.