Термины

Бизнес-инкубатор

Би́знес-инкуба́тор (англ. business incubator), структура, способствующая развитию и на ранних стадиях их развития, предоставляя им различные и . Цель бизнес-инкубаторов – создание условий, необходимых для роста ; они являются значимым инструментом стимулирования регионального или национального . Бизнес-инкубаторы обычно создаются на базе исследовательских, научных, экономических институтов и бизнес-центров, предполагают сотрудничество с и государственными .

Бизнес-инкубаторы предоставляют многочисленные услуги владельцам начинающих на льготных условиях. Офисные и производственные помещения, находящиеся на территории бизнес-инкубаторов, предлагаются начинающим предпринимателям по ниже рыночных. Сотрудники бизнес-инкубаторов оказывают , а также помогают в разработке и проведении , в поиске источников финансирования начинающим предприятиям.

В среднем стартапы проводят в бизнес-инкубаторе 2 года, при этом они часто разделяют свои на оплату связи, использование производственного оборудования, секретарские услуги и т. п. с другими начинающими бизнес-компаниями для сокращения накладных и расходов.

Цели бизнес-инкубаторов:

  • оказание помощи начинающим предприятиям в планировании и разработке бизнес-планов;

  • запуск бизнеса: , регистрация , соблюдение требований налогового , юридическая помощь при заключении и др.;

  • помощь в управлении бизнесом: освоение повседневных ;

  • содействие в развитии бизнеса: поиск новых источников финансирования, мест расположения офисов и производственных мощностей, новых для расширения бизнеса.

В каждом бизнес-инкубаторе существует свой перечень предоставляемых ресурсов и услуг, который может отличаться от соответствующего перечня в других бизнес-инкубаторах. Однако в большинстве случаев он включает в себя следующее:

Бизнес-инкубаторы могут принести существенные выгоды стартапам. Наставничество и предоставление консультационных услуг дают возможность начинающего предприятия получить необходимые знания и опыт для принятия эффективных решений.

Используя возможности бизнес-инкубатора, стартапы экономят время и , затрачиваемые на повседневную операционную (например, ведение бухгалтерского учёта, , ), поскольку бизнес-инкубаторы предоставляют либо все эти услуги, либо некоторые из них.

Наконец, в бизнес-инкубаторах стартапы могут найти доступ к экспертам в различных экономики.

Типы бизнес-инкубаторов и их характеристики

Научный бизнес-инкубатор

В том случае, если в основе запуска нового предприятия лежит инновация, например создание , которое может повысить или услуги, стартапу потребуется научно-техническая база. Возможно, ему также будет нужен доступ к информационным базам, специальному оборудованию, испытательным стендам и т. д.

Эти средства и ресурсы предоставляют научные и политехнические бизнес-инкубаторы, имеющие всё необходимое для исследований в той или иной области.

Часто инновационно-технологические бизнес-инкубаторы создаются на базе .

Производственный бизнес-инкубатор

Производственный бизнес-инкубатор предоставляет начинающим бизнесменам оборудование, складские и производственные помещения, консультационные услуги (бухгалтерские, юридические и др.). Предполагается, что при использовании этих ресурсов и услуг будет создан образец нового , а затем налажено его серийное . Параллельно бизнес-инкубатор может оказать помощь в поиске заказчиков, в установлении контактов с ними, в оформлении нужных документов.

Как правило, бизнес-инкубаторы специализируются в определённой отрасли. Например, один инкубатор фокусируется на оказании услуг стартапам в пищевой промышленности, в то время как другой – стартапам в . Тем не менее некоторые инкубаторы допускают предоставление своих услуг компаниям без отраслевых ограничений.

Инновационный бизнес-инкубатор

В ряде случаев при создании нового бизнеса разрабатываются технологии, которые позволяют заниматься различными видами интернет-бизнеса. Эти технологии не предполагают использования промышленного оборудования, производственных площадей и складских комплексов. Возможно, малому предприятию требуется лишь офисное помещение, каналы быстрого интернет-соединения, программно-вычислительная база. Инновационный бизнес-инкубатор может предоставить услуги, которые облегчат процесс создания нового бизнеса, начиная от проработки технологии и заканчивая привлечением необходимых инвестиций.

Государственные и коммерческие бизнес-инкубаторы

Структура предложений государственных и коммерческих бизнес-инкубаторов может быть различной.

Частные бизнес-инкубаторы могут предложить объёмный перечень услуг, включая полное финансирование . Государственные бизнес-инкубаторы в большинстве случаев предоставляют только скидки на офисного помещения и консультационные услуги.

Государственные бизнес-инкубаторы, как правило, не заинтересованы в получении своей доли от финансового результата деятельности новой компании, в то время как коммерческие бизнес-инкубаторы часто оказывают услуги, претендуя на получение определённых от стартапов в будущем. Поэтому коммерческие бизнес-инкубаторы могут указывать в договорах о сотрудничестве с начинающими компаниями передачу им доли в бизнесе, получение прав на патент и др.

Условия работы с бизнес-инкубаторами

Процесс приёма в бизнес-инкубатор

Вхождение начинающих предпринимателей в бизнес-инкубатор имеет ряд условий. Предприниматель должен пройти конкурсный отбор и соблюсти все требования процесса приёма. Обычно процесс приёма компании в бизнес-инкубатор включает в себя заполнение заявки и проведение собеседований с владельцами бизнеса. Принимаются в бизнес-инкубаторы лишь те компании, у которых есть потенциально осуществимые и работоспособный бизнес-план. Конечная цель процесса приёма – установление степени жизнеспособности бизнес-идеи стартапа и способности управленческой команды компании реализовать свою идею.

В государственных бизнес-инкубаторах, не заинтересованных напрямую в финансовых результатах представленных проектов, условия вхождения в когорту фирм в инкубаторе могут быть достаточно простыми и лояльными. В противоположность им в коммерческих бизнес-инкубаторах существуют достаточно жёсткие условия приёма, необходим тщательно разработанный и достаточно обоснованный бизнес-план, а также участие в конкурсном отборе.

Вхождение компании в бизнес-инкубатор

Компании, вошедшие в бизнес-инкубатор, получают доступ ко всем предлагаемым услугам и ресурсам и обычно проводят в инкубаторе от нескольких месяцев до 2 лет. Некоторые из них задерживаются дольше, что может быть связано как с видом их деятельности, так и с организационными возможностями команды управления бизнесом. Кроме того, некоторые бизнес-проекты требуют проведения длительных .

Наставничество и консультационные услуги

В период нахождения в бизнес-инкубаторе руководители компании активно работают с наставниками и консультантами с целью получения для ведения бизнеса, приобретения опыта, настройки операционных процессов.

По окончании программы пребывания в бизнес-инкубаторе компания обычно участвует в мероприятии, которое называется демонстрационным днём. Компания представляет результаты своей работы аудитории, состав которой определяется бизнес-инкубатором.

Бизнес-инкубаторы могут оказывать услуги не только тем компаниям, которые арендуют у них помещения и пользуются их материальными ресурсами, но и т. н. партнёрским клиентам, а также виртуальным клиентам. Клиентами-партнёрами могут быть и семейные предприятия на ранней стадии своего развития, которые имеют собственные помещения. Т. н. виртуальные клиенты – это компании, которые физически находятся далеко от бизнес-инкубатора, поэтому им может быть предоставлена возможность получения консультаций и другой помощи в электронном виде.

Основным критерием оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора является количество стартапов, пользовавшихся услугами инкубатора и впоследствии успешно осуществляющих свою деятельность на .

  • Экономика предприятия
  • Управление организацией
  • Стратегическое управление
  • Инвестиционные вложения
  • Инвестиционный проект
  • Факторы производства
  • Управленческие решения
  • Бизнес
  • Система организации производства