Экономика и управление в индустрии туризма и гостеприимства
Эконо́мика и управле́ние в индустри́и тури́зма и гостеприи́мства, составная часть современной экономики; учебная и научная дисциплина, рассматривающая специфические особенности функционирования многоотраслевой сферы туризма, организации её хозяйственной деятельности и рыночной конкурентоспособности.
Развитие туристской индустрии в России и мире
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24 ноября 1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции от 2 июля 2021 № 352-ФЗ) туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Гостиничное хозяйство является основой индустрии туризма и гостеприимства, поскольку комфорт и качество мест проживания определяют уровень туристского обслуживания. Современные средства размещения весьма разнообразны и представлены отелями, гостиницами, пансионатами, приютами, апартаментами, временно сдаваемыми домами и квартирами и т. п., часто в виде гибридных форм проживания и офиса, коворкинга, хостела и т. д. Туристские посредники (туроператоры и турагенты) занимаются бронированием и резервированием мест размещения, продажей билетов на транспорт, арендой автомобилей и другими услугами.
Регулирование развития туристской деятельности осуществляется на трёх уровнях: международном, национальном и отраслевом. Всемирная туристская организация при ООН, членами которой являются 159 стран, ориентирована на поддержание устойчивого развития туризма во всем мире и обеспечение доступности туристских услуг широким слоям населения.
На национальном уровне функции регулирования туристской деятельности законодательно закреплены за Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) – органом по реализации политики государства, правовому регулированию, управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг в сфере туризма. Отраслевое регулирование относится к компетенциям профессиональных ассоциаций, таких как Ассоциация туроператоров России, Российская гостиничная ассоциация и др. (см. также статью Россия. География туризма. Туристские ресурсы и современное состояние туризма).
Деятельность индустрии туризма и гостеприимства имеет глобальный характер, что достигается использованием современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Практически любая страна мира заинтересована в развитии внутреннего и въездного туризма, поскольку прибытие туристов приносит коммерческий доход (см. рис. 1, на котором проиллюстрированы данные о международных туристических поездках в 2019 в мире и отдельных его регионах, а также соотношение прибытий туристов с численностью мирового населения).
Значимый мультипликативный эффект индустрии туризма и гостеприимства проявляется в её стимулирующем воздействии более чем на 50 сопряжённых отраслей и видов деятельности, таких как агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, производство товаров туристского назначения, коммунальное хозяйство в обслуживании средств размещения (водо-, тепло-, энергоснабжение, утилизация отходов и т. п.), бытовые услуги (прачечные, клининг и т. п.), банковско-финансовый сектор, таможенно-визовое обслуживание, услуги связи, в том числе мобильной, розничная торговля и другие, вследствие чего развиваются и создаются новые рабочие места, увеличивается приток инвестиций, растёт несырьевой экспорт.
По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям с участием экспертов Oxford Economics, за период 2014–2019 гг. в индустрии туризма было создано каждое 4-е из новых рабочих мест, что благоприятно отражалось на занятости населения. Развитие мирового сектора туризма также характеризовалось следующими показателями:
вклад в мировой ВВП превышал 8,9 трлн долл. США, обеспечивая 10,3 % мирового ВВП;
было создано 330 млн рабочих мест, или каждое 10-е в мире;
доходы от принятия потока иностранных туристов равнялись 1,7 трлн долл. США;
развитие индустрии туризма и гостеприимства привлекло 948 млрд долл. США капиталовложений (4,3 % от общего объёма инвестиций).
Социальный эффект проявляется в оказании доступных туристских услуг различным слоям населения, культурном обмене между странами и регионами, повышении качества жизни населения.
Пандемия 2020–2021 гг. нанесла мировой индустрии туризма и гостеприимства значительный ущерб, который отразился на всех видах её деятельности (см. рис. 2).
Тем не менее туризм как форма отдыха и получения впечатлений от знакомства с разнообразными природными, культурно-историческими и иными объектами прочно вошел в стандарт жизни современных людей. Снижение показателей сферы туризма вследствие необходимости соблюдать санитарные и социальные ограничения не означало полного прекращения туристской активности. Начиная с 2021 г. индустрия туризма и гостеприимства постепенно выходит из кризисной ситуации, о чем свидетельствует увеличение туристских потоков. По данным Всемирной туристской организации, в 2021 г. было зафиксировано около 415 млн поездок с ночёвками, что на 4 % больше, чем в 2020 г., когда число туристских поездок составило 400 млн (см. также статью Россия. Экономика. Индустрия туризма и гостеприимства).
Экономика и управление в туризме как учебная и научная дисциплина
Экономика и управление в туризме как учебная и научная дисциплина ставит цели по исследованию поведения и предпочтений потребителей, особенностей государственного и негосударственного регулирования, формирования внутреннего и международного рынков туристских услуг, использования современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в сфере туризма.
Комплексность индустрии туризма и гостеприимства обусловливают необходимость использовать для её изучения междисциплинарный подход (см. рис. 3).
Начало изучению туризма положили специалисты-географы, внимание которых сосредоточилось на природных туристских ресурсах и их использовании, а также на направлениях туристских потоков. В дальнейшем к исследованиям подключились социологи и экономисты, дополнившие научные разработки анализом туризма как социально-экономического феномена, непосредственно влияющего на уровень и качество жизни населения. Важнейший фактор – свободное время – рассматривался социологами, а затем и психологами по отношению к мотивации путешествий и стилю жизни. Рыночные аспекты функционирования сферы туризма, соотношения спроса и предложения туристских услуг послужили предметом экономических исследований, что на определённом этапе привело к появлению отдельной научной дисциплины «Экономика свободного времени». Потребности туристов в медицинском облуживании стимулировали проведение медико-санитарных исследований, а также обособление индустрии в самостоятельный вид медицинского туризма, как оздоровительного, так и лечебного. Демографические исследования охватывают изучение контингента туристов по целому ряду социально-экономических и иных признаков (половозрастным, уровню доходов и занятости, семейному положению и т. д.). Правоведы занимаются соответствующими вопросами предпринимательской деятельности, защитой прав туристов как потребителей и т. п.
Важное место в изучении особенностей формирования спроса на туристские услуги, его влияния на коммерческие результаты и конкурентоспособность предпринимательской деятельности, а также в рекламе туристских продуктов занимает маркетинг. Достижение как коммерческой, так и социальной эффективности привело к развитию менеджмента как дисциплины, совершенствующей методы, инструменты, формы управления и организации туристской деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает развитие новых информационно-коммуникационных и цифровых технологий, способствующих цифровой трансформации индустрии туризма и гостеприимства, использованию экосистем и маркетплейсов как эффективных форм бизнеса, повышающих доступность туристских услуг независимо от времени и местонахождения туриста.
Изучение экономики и управления в туризме направлено на формирование знаний и компетенций специалистов в организационно-управленческих, аналитических, расчётно-экономических и научно-исследовательских областях. В отношении организационно-экономических аспектов особое внимание уделяется вопросам выработки рыночной стратегии и тактики предпринимательской деятельности, усиления конкурентоспособности, взаимодействию с государственными и местными органами власти, общественными организациями, партнёрами. Аналитические аспекты связаны с разработкой и обоснованием системы микро- и макроэкономических показателей развития сферы туризма; использованием больших данных и искусственного интеллекта в их обработке для оценки состояния национального и мирового рынка туристских услуг; обоснованием рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности; реализацией целевых программ и проектов; использованием государственной поддержки; оптимизацией ресурсного обеспечения. Научно-исследовательская деятельность направлена на проведение эмпирических исследований, выборочных обследований и наблюдений, подготовку материалов для обзоров, отчётов и публикаций.