Бизнес-план
Би́знес-план (англ. business plan), письменный документ, в котором подробно описывается, как компания – часто на стадии стартапа – определяет цели своего существования и то, как она должна действовать для достижения своих целей. Бизнес-план содержит чёткую программу действий предприятия, рассчитанную на определённый временной период и имеющую организационную, маркетинговую, операционную и финансовую составляющие.
Цели разработки бизнес-плана
Необходимость разработки бизнес-плана возникает чаще всего в том случае, если компании требуются финансовые средства для развития своего бизнеса и она находится в поиске инвестора. Наличие бизнес-плана является необходимым условием для привлечения сторонних инвестиций.
Бизнес-планы создаются и для внутреннего пользования: разработка бизнес-плана является хорошим способом для уточнения и формализации целей компаний, для составления планов действий. Поэтому, хотя бизнес-планы особенно полезны для новых предприятий, которые ищут источники финансирования своей деятельности, в идеале у каждой компании должен быть бизнес-план, который периодически следует пересматривать и обновлять, чтобы увидеть, были ли достигнуты поставленные цели, или они изменились и эволюционировали. Иногда бизнес-план создаётся для уже устоявшегося бизнеса, который решил двигаться в новом направлении.
Создание бизнес-плана – это возможность предусмотреть все аспекты развития бизнеса, оценить возможности осуществления проектов и создать базу для обоснования принятия управленческих решений. В бизнес-плане определяются материальные, человеческие и финансовые ресурсы (см. статью Экономические ресурсы), необходимые для дальнейшего развития компании; этот документ также служит обоснованием для осуществления требуемых организационных изменений. В любом бизнес-плане содержатся обоснования изменений, которые планирует произвести компания на пути своего роста (развития), поэтому он должен содержать сведения об окружении компании, рынке, структуре управления, финансовое и организационное обоснование изменений и ожидаемые результаты проекта.
Разработка бизнес-плана начинается с определения стратегической линии развития бизнеса, в ходе чего определяются его конкурентные преимущества и возможности развития. Бизнес-план содержит детализированный план действий, которые вытекают из установленных стратегических целей, оценки окружающей среды (см. статьи Макросреда организации, Микросреда организации) и выбора альтернатив достижения этих целей.
Бизнес-план может быть полезным документом для менеджеров фирмы как для оценки промежуточных и конечных результатов осуществления проекта, так и для координации действий самих менеджеров, их персонала и инвесторов. Для этих целей в бизнес-план должны вноситься изменения по мере развития бизнеса и изменения самой стратегии фирмы.
В качестве целей разработки бизнес-плана для внутреннего пользования компаниями могут выступать:
создание целостного плана стратегического развития, который будет положен в основу ближайших и перспективных организационных изменений в компании;
разработка и обоснование плана увеличения объёмов выпускаемой продукции (за счёт модернизации, закупки нового оборудования и др.);
обоснование целесообразности выхода компании на новые рынки (сегменты рынка) и разработка конкретного плана организационно-технических мероприятий;
обоснование необходимости и разработка плана проведения организационных преобразований с целью повысить эффективность действующей организации;
обоснование инвестиционных планов развития компании, связанных с освоением новых сфер деятельности.
Содержание и структура бизнес-плана зависят от того, для каких целей он составляется.
В международной практике получили признание следующие методики подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований и инвестиционных меморандумов, разрабатываемых в целях получения внешних инвестиций:
методика UNIDO – «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований»;
Единого общепринятого формата для всех типов бизнес-планов не существует. Основное правило – в документе должна быть соблюдена логическая последовательность изложения бизнес-идеи, её реализации, преимуществ и результатов проекта.
Бизнес-план должен содержать информацию обо всех прогнозируемых затратах, которые необходимы для реализации каждого бизнес-решения. Бизнес-планы развития компаний никогда не бывают идентичными. Однако они всегда содержат основные элементы, такие как описание бизнеса, продуктов и услуг.
Примерный перечень разделов бизнес-плана, которые могут варьироваться в зависимости от ситуации, приведён ниже.
Содержание и структура бизнес-плана
1. Резюме проекта
Этот раздел важен для всех документов подобного типа, поскольку он содержит описание существа проекта, объясняет его цели и представляет краткое содержание документа. Этот раздел особенно важен в том случае, если проект требует привлечения внешнего финансирования. Если цель разработки бизнес-плана состоит в привлечении внешнего финансирования, резюме проекта должно привлечь внимание инвесторов чёткостью изложения идеи проекта и наглядным обоснованием способности команды управления реализовать проект.
2. История проекта. Сведения о компании
Этот раздел содержит краткие сведения об идее проекта и о самой фирме, о том, откуда возникла идея и как она развивалась до настоящего момента. В разделе содержится описание компании, сферы её деятельности, представлены результаты деятельности и достижения компании за последние годы. Также указано, как согласуется идея проекта с общей стратегией компании, а также любая информация о местоположении компании, её руководстве, сотрудниках и операциях.
3. Продукция и производство
В этом разделе содержится описание (без использования специальных технических терминов) продукции, её применения, её специфических черт. Основная цель этого описания – обосновать именно те преимущества продукции, которые позволят успешно продвигать её на рынке, и, следовательно, обосновать возможности реализации проекта. В этот раздел может быть также включена любая информация, связанная с характеристиками производства данной продукции, например наличие патентов, особых технологий, сведений о проводимых исследованиях и разработках.
4. Анализ рынка и внешнего окружения
Данный раздел даёт возможность потенциальному инвестору ознакомиться с особенностями рынка, на котором работает (или собирается работать) компания, с его характеристиками и планами фирмы о месте, которое она намерена занять на этом рынке
В разделе приводятся сведения о существующих и потенциальных потребителях, их требованиях и факторах, влияющих на принятие решения о покупке, оценочные данные о ёмкости рынка и о рыночных долях конкурентов. Указывается, какую долю рынка в настоящий момент занимает фирма, а также то, как эта доля будет меняться в будущем. Эти данные должны быть обоснованы результатами собственных исследований рынка, а также исследованиями сторонних организаций.
5. Маркетинг и продажи
Данный раздел содержит описание маркетинговой стратегии, стратегии продаж, включая ценовую стратегию. Желательно включение свидетельств интереса покупателей к продукции компании, их отзывов, а также оценок возможной реакции конкурентов на действия компании на рынке.
6. Управление компанией и проектом
В данном разделе приводятся доказательства того, что команда управления способна реализовать представленный проект. Приветствуется перечисление основных членов команды управления компанией (или проектом) и объяснение того, почему они являются ключевыми людьми в проекте с учётом их способностей, опыта и достижений в профессиональной деятельности с упором на те их характеристики, которые демонстрируют их способность добиться успеха проекта.
7. Финансирование проекта
В данном разделе указывается, сколько средств требуется для осуществления проекта по стадиям его реализации, на какие цели, из каких источников и в какой форме.
8. Финансовые прогнозы
В бизнес-плане должны быть приведены финансовые прогнозы, показывающие результаты осуществления проекта, а также все предположения, положенные в основу этих расчётов. Предположения должны сопровождаться комментариями и объяснениями. Финансовые результаты проекта часто являются ключевым вопросом принятия решения о финансировании требуемых изменений. Основной отправной точкой при разработке финансовых прогнозов является прогноз продаж, основанный на анализе рынка, а не на производственных возможностях фирмы.
9. Оценка риска и анализ чувствительности
Любая бизнес-идея сопряжена с риском, и обоснованность проекта во многом связана с тем, что в нём проанализированы существующие факторы риска и показано, как они могут повлиять на финансовые результаты проекта. В данном разделе следует представить перечень ключевых факторов успеха проекта; провести SWOT-анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз со стороны окружающей среды; описать, какие меры будут приняты для того, чтобы усилить слабые стороны проекта и противостоять угрозам извне; указать, как компания намерена снизить риски проекта и минимизировать их влияние на конечные результаты проекта.
10. План действий
В данном разделе следует перечислить основные стадии осуществления проекта в хронологическом порядке, указав результаты каждой стадии и ответственного за них (представить план организационно-технических мероприятий).
11. Приложения
В приложениях к бизнес-плану принято предоставлять необходимую дополнительную и справочную информацию, не перегружая основной текст документа.
Может оказаться полезным описание в бизнес-плане различных альтернатив его осуществления. В то же время бизнес-план всегда представляет собой детальную проработку одного варианта, наиболее предпочтительного в данный момент для руководителей проекта (фирмы) или инициаторов проекта.
Бизнес-план не может быть статичным документом. По мере роста и развития бизнеса должен изменяться и бизнес-план компании. Ежегодный просмотр бизнес-плана позволяет руководителям компании обновлять его с учётом изменений на рынке и/или внутренних характеристик компании.