Бизнес-образование
Би́знес-образова́ние, обучение людей, занимающихся управлением в организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли; второе высшее образование. Бизнес-образование осуществляется на факультетах бизнеса и менеджмента университетов, академий, институтов в рамках бакалавриата и магистратуры по соответствующим специальностям, а также в разнообразных учреждениях дополнительного профессионального образования (в виде профессиональной переподготовки и краткосрочного повышения квалификации в соответствующих институтах). Управление в государственной сфере, как и подготовка экономистов широкого профиля, не является предметом бизнес-образования. Образование в школах бизнеса имеет прагматическую направленность, являясь образованием ради деловой карьеры и предпринимательского успеха. Как правило, бизнес-образование получают люди, уже имеющие первое высшее (иногда среднее техническое) образование по любой специальности, а также опыт практической работы и желающие занять (либо уже занимающие) управленческую должность.
Традиционными дисциплинами в бизнес-образовательных программах, базирующихся на междисциплинарной научной основе (привлечении положений экономики, права, социологии, социальной психологии, информатики и т. п.), являются менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, управление информацией и др. Их углублённое изучение осуществляется при подготовке «функциональных менеджеров» (т. е. менеджеров, возглавляющих специализированные функциональные службы в иерархической структуре компании), а также при повышении квалификации по отдельным аспектам названных дисциплин. Главный образовательный продукт бизнес-образования – подготовка на основе учебных программ «Мастер делового администрирования» («Master of Business Administration», МВА) менеджеров, способных руководить организацией в целом или её крупным подразделением, что сопряжено с необходимостью принятия стратегических решений (как правило, на уровне президента компании, генерального или исполнительного директора, управляющего отделением, собственника малого бизнеса и т. п.). В этих программах важное место занимают межфункциональные курсы, такие как «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Антикризисное управление», «Международный бизнес» и т. п. Программы МВА рассчитаны на срок от 1 года до 2–3 лет (при обучении без отрыва от производства) и фактически добавляют к первому высшему (по любой специальности) второе высшее (управленческое) образование. Выделяются также бизнес-образовательные программы для руководителей высшего звена (top-management), в большей степени ориентированные на исследование крупных практических проблем («Доктор делового администрирования» – «Doctor of Business Administration», DBA).
Отличие бизнес-образования от первого высшего образования состоит в обеспечении не только передачи знаний, но и выработки умений и навыков их применения [см. статью Квалификация (в экономике)], в том числе в нестандартных практических ситуациях, а также развитии личных профессиональных качеств менеджера, таких как лидерство, принятие решений, работа в командах, искусство коммуникаций и деловых переговоров и т. п. В бизнес-образовании широко применяются активные и поисковые методы обучения (деловые игры, изучение практических ситуаций, групповая и самостоятельная работа, видеотренинги и т. п.). Важную роль играет выработка мировоззрения, адекватного задачам рыночной экономики, предпринимательства, социальной ответственности бизнеса и т. п.
Бизнес-образование впервые получило развитие в 1930-х гг. во Франции, где были основаны высшие коммерческие школы. Формирование бизнес-образования связывают и с зародившимися в США в середине 20 в. концепциями «научного управления» и «профессиональных менеджеров», хотя первая школа бизнеса (Уортонская при Пенсильванском университете) была основана в 1881 г., а первая степень МВА была присвоена в 1901 г. (бизнес-школа Даремского университета). В Западной Европе бизнес-образование получило серьёзное развитие в 1950–1960-е гг. Наиболее известные в мире школы бизнеса: американские – Гарвардская, Уортонская, Стэнфордская, Келлог (при Северо-Западном университете) и т. д.; европейские – Лондонская, INSEAD (Франция), IMD (Швейцария), Копенгагенская и др.
В России, имевшей развитое экономическое образование, а также систему подготовки управленческих кадров для социалистической экономики, бизнес-образование зародилось в 1990-е гг. как форма предпринимательства отдельных учебных заведений. В 1999 г. квалификация МВА была признана официально благодаря инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО; 1991). В числе ведущих бизнес-школ России: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственный университет управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», школы бизнеса при Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге и др. В 1990-е гг. ускорился процесс глобализации в бизнес-образовании, были созданы системы международной аккредитации школ бизнеса (AACSB – США, EQUIS – Западная Европа, AMBA – Великобритания и т. п.), а также их международных рейтингов (газета Financial Times, журнал The Economist и др.).