Бюхнер Георг
Бю́хнер Гео́рг, Карл Георг Бюхнер (Karl Georg Büchner) (17.10.1813, Годделау, близ Дармштадта – 19.2.1837, Цюрих, Швейцария), немецкий писатель и публицист. Брат Л. Бюхнера.
Биографические сведения
Родился в семье врача, которая в 1816 г. переехала в Дармштадт, столицу новообразованного Великого герцогства Гессенского и Рейнского. С 1825 г. Бюхнер учился в классической гимназии в Дармштадте. В 1831 г. начал изучать медицину в университете Страсбурга и познакомился с будущей невестой Луизой Вильгельминой Йегле (Louise Wilhelmine Jaeglé, 1810–1880). Принимал активное участие в политической жизни Страсбурга, бывшего в то время одним из оппозиционных центров Франции – в нём собирались французские революционеры, немецкие и польские политические эмигранты.
Летом 1833 г. Бюхнер возвратился в Гессен (по законам Великого герцогства Гессенского его подданные могли обучаться за пределами государства не более четырёх семестров) и поступил на медицинский факультет Гисенского университета. Параллельно с занятиями в университете изучал историю Французской революции 1789 г., что привело к отказу от юношеских представлений Бюхнера о центральной роли великих личностей в историческом процессе.
В 1834 г. в Гисене познакомился с одним из вождей гессенской демократической оппозиции, протестантским пастором Фридрихом Людвигом Вейдигом (Friedrich Ludwig Weidig, 1791–1837) и организовал республиканское Общество прав человека (Gesellschaft der Menschenrechte). После раскрытия организации тайным агентом полиции Бюхнер некоторое время жил у отца в Дармштадте, продолжая политическую деятельность, занимаясь изучением анатомии и сбором материалов для своей первой пьесы.
Весной 1835 г., спасаясь от политического следствия, Бюхнер бежал в Страсбург, где возобновил занятия медициной, а также перевёл две драмы В. Гюго: «Лукреция Борджиа» («Lucretia Borgia») и «Мария Тюдор» («Maria Tudor»). Отправив в 1836 г. научную работу о морфологии и нервной системе рыб («Mémoire sur le systeme nerveux du barbeau», издана посмертно в 1837) на философский факультет Цюрихского университета, Бюхнер получил степень доктора философии и был приглашён в Цюрих для чтения пробной лекции с целью дальнейшего приёма на работу в университет. Прибыв в октябре 1836 г. в Цюрих, Бюхнер прочитал лекцию «О черепных нервах» («Über die Schädelnerven») и получил должность приват-доцента в университете. Зимой 1836/1837 г. читал курс по анатомии рыб и земноводных.
Умер от тифа, возможно заразившись во время приготовления анатомических препаратов.
Художественное творчество
На жизнь и творчество Бюхнера решающее влияние оказали два фактора: Революция во Франции 1830 г., которая привлекла его внимание к революционному насилию в истории, и унаследованное от отца увлечение естественными науками и медициной.
Демократизм Бюхнера звучит уже в его школьном сочинении «Речь в защиту Катона Утического» («Rede zur Verteidigung des Kato von Utika», 1830; в рус. пер. – «Катон Утический», 1935), прославляющем стоицизм и героизм Катона Младшего и противопоставляющем его римский республиканизм тирании Цезаря. Кульминацией политического радикализма Бюхнера стала написанная им совместно с пастором Вейдигом прокламация «Гессенский сельский вестник» («Der Hessische Landbote», 1834) с призывом к крестьянам Гессена поднять восстание против немецких князей.
При работе над первой пьесой – «Смерть Дантона» («Dantons Tod», 1835) – Бюхнер использовал многочисленные исторические труды и источники, в том числе книги А. Тьера, Ф.-О. Минье, Ф. Буонарроти, Л.-С. Мерсье, Ш. Нодье. Примерно пятая часть текста пьесы состоит из прямых или слегка изменённых цитат, что указывает на сознательно использованный писателем метод художественного монтажа. Особенно часто исторические источники цитируются в монологах главных героев произведения – Дантона и Робеспьера. Цитатный приём использовался Бюхнером и в последующих сочинениях.
Главная тема трагедии «Смерть Дантона» – кризис революции, поражение героев-революционеров, таких как Ж. Ж. Дантон и М. Робеспьер. В фигуре Дантона нашёл воплощение исторический фатализм Бюхнера, охвативший его в ходе политических волнений в Гессене в 1834–1835 гг. Дантон – первый из ряда негероических персонажей, противопоставляемых идеализированному римскому стоицизму Катона Утического. По словам писателя, он должен был оставаться верным истории и изображать деятелей революции такими, какими они были на самом деле: кровавыми, распутными, энергичными и циничными. Следуя образцам исторической драматургии У. Шекспира, И. В. Гёте и В. Гюго, Бюхнер создал свою драму как историческую картину, наполненную массовыми сценами, в которой фрагментарные, быстро сменяющие друг друга эпизоды перемежаются развёрнутыми речами-монологами главных героев – политиков и идеологов.
«Смерть Дантона», направленная против революционного насилия и пафоса, превосходно передаёт атмосферу Французской революции 18 в. с её политической риторикой, заимствованной из речей ораторов Древнего Рима. Пьеса вызвала противоречивый отклик у современников писателя: если авторы, близкие к «Молодой Германии», как К. Гуцков, одобрительно отозвались о «Смерти Дантона», то консервативные критики увидели в ней воздействие политического и литературного якобинства, проявившегося прежде всего в обилии эротических двусмысленностей. В силу своей политической проблематики и композиционной сложности пьеса впервые была поставлена лишь в 1902 г. в Берлине.
После трагедии «Смерть Дантона» Бюхнера продолжили занимать судьбы проигравших и обречённых. От потерпевшего политическую катастрофу Дантона он обратился к трагической судьбе неудачливого литератора и соперника Гёте – Я. М. Р. Ленца, с которым Бюхнер ощущал духовное родство. Незаконченная биографическая повесть «Ленц» («Lenz», посмертное издание 1839) опирается на свидетельство пастора Иоганна Фридриха Оберлина (1740–1826), у которого Ленц пробыл около 20 дней в 1778 г. в тщетной надежде исцелиться от душевной болезни. Используя материалы Оберлина и другие источники (например, автобиографический труд «Поэзия и правда» Гёте), Бюхнер создал сочувственный портрет Ленца как отчаявшегося, страдающего от меланхолии скитальца. В его образе также заметна критика Бюхнером романтического мироощущения, особенно религиозной экзальтации и поклонения природе.
Пьеса «Леонс и Лена» («Leonce und Lena», издана посмертно в 1839, поставлена в 1895 в Мюнхене) была написана Бюхнером в 1836 г. для конкурса на лучшую комедию, объявленного издательством Cotta'sche Verlagsbuchhandlung. Рукопись вернулась к писателю непрочитанной, т. к. он опоздал с её отправкой. В отличие от остальных произведений Бюхнера, комедия «Леонс и Лена» основывается не на исторических, а на литературных источниках, главным образом на пьесе «Как вам это понравится» У. Шекспира и комедиях К. Брентано и А. де Мюссе. Сам Бюхнер видел в пьесе «Леонс и Лена» критику современного ему феодального общества Реставрации и распространяемой им ужасающей скуки. Произведение также представляет собой сатирическую пародию на условности романтического театра, вставшего на защиту отживших общественных отношений.
Трагедия «Войцек» («Woyzeck», поставлена в 1913 в Мюнхене), над которой Бюхнер работал в конце жизни, сохранилась в черновых набросках, изданных в 1879 г. К. Э. Францозом (под названием «Wozzeck»). Основным материалом для пьесы послужило дело бывшего солдата и безработного цирюльника Иоганна Кристиана Войцека, зарезавшего из ревности свою любовницу и казнённого в 1824 г. в Лейпциге. Опираясь на многочисленные медицинские и юридические свидетельства об этом преступлении, Бюхнер в центр пьесы поставил фигуру убийцы. Его Войцек, сохранивший ряд психопатологических черт реального преступника, изображён как жертва унизительных социальных условий, ставших причиной его душевной болезни.
Посмертная слава
Творчество Бюхнера стало актуальным для различных литературных течений в Германии и Австрии (натурализма, символизма, экспрессионизма) после переиздания его сочинений в 1879 г. Бюхнер существенно повлиял на развитие немецкоязычной драматургии 20 в., включая Г. Гауптмана, Ф. Ведекинда, Б. Брехта, Э. фон Хорвата, Ф. Т. Чокора, В. Борхерта, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, П. Вайса и Х. Мюллера. Мотивы произведений Бюхнера обнаруживаются в сочинениях Р. Вальзера, А. Дёблина, П. Целана, П. Хакса, Ф. Брауна.
Пьесы Бюхнера неоднократно инсценировались как на его родине, так и за рубежом. Трагедия «Смерть Дантона» ставилась Максом Рейнхардтом (Берлин, 1916), Дж. Стрелером (Милан, 1950), К. Марталером (Цюрих, 2003), В. Мерингом (Констанц, 2012). По пьесе «Войцек» созданы театральные постановки Макса Рейнхардта в Мюнхене (1913), И. Бергмана в Стокгольме (1969), К. С. Серебренникова в Риге (2012). Дважды инсценировали Бюхнера Т. Остермайер («Смерть Дантона», 2001; «Войцек», 2003; обе – в Берлине) и Р. Уилсон («Смерть Дантона», Зальцбург, 1998; «Войцек», Копенгаген, 2000).
В 1918–1923 гг. А. Н. Толстой занимался сценической обработкой трагедии «Смерть Дантона» для советских театров. Пьеса «Войцек» начал свой путь в российских театрах лишь в 1990-е гг. Наиболее известны постановки Ю. Н. Бутусова (Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета, 1997), А. В. Назарова («Центр драматургии и режиссуры», 2001), В. А. Золотаря (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина, 2007).
Произведения Бюхнера экранизировались известными кинорежиссёрами, в их числе В. Херцог («Войцек», 1979), Ч. А. Рокуэлл («Ленц», 1982), Я. Сас («Войцек», 1994).
Особое значение художественное наследие Бюхнера приобрело для музыкального театра 20–21 вв. Драма «Войцек» легла в основу оперы «Воццек» А. Берга (1925), ставшей центральным произведением музыкального экспрессионизма. По трагедии «Смерть Дантона» созданы одноимённая опера Г. фон Эйнема (поставлена в 1947 в рамках Зальцбургского фестиваля), радиоопера «Останки Дантона» («Die Gebeine Dantons», исполнена в 1989) Ф. Шенкера; в 1929 г. музыку к пьесе написал Х. Эйслер. Повесть «Ленц» стала основой камерной оперы «Якоб Ленц» В. Рима (Гамбургская государственная опера, 1979). К пьесе «Леонс и Лена» обращались композиторы Ю. Вайсман (одноимённая опера; Фрайбург, 1925), К. Швен (одноимённая опера; Государственная опера на Унтер-ден-Линден, 1961), П. М. Дейвис (опера-маска «Жмурки», «Blind Man’s Buff»; Лондон, 1972) и П. Дессау (одноимённая опера; Государственная опера на Унтер-ден-Линден, 1979). В 1979 г. Шенкер сочинил биографическую оперу «Бюхнер» (Государственная опера на Унтер-ден-Линден, 1987).
Творчество Бюхнера привлекает авторов 20–21 вв. неприятием идеализма и трансценденции, клинически точным изображением кризисных форм сознания и психологии преступника. Его Войцек в 1910–1920-х гг. послужил важным источником формирования образа преступника-мессии в литературе и кино экспрессионизма. Композиционные и стилистические новации Бюхнера – жанровое и языковое разнообразие, свободное обращение с документальными материалами, смешение натуралистической «правды жизни» с иронией и гротеском – остаются актуальными и для современного искусства.
С 1951 г. Немецкой академией языка и поэзии ежегодно присуждается крупнейшая в Германии литературная премия Георга Бюхнера.