Херцог Вернер
Хе́рцог Ве́рнер (Werner Herzog; настоящая фамилия Стипетич, Stipetić) (род. 5.9.1942, Мюнхен), немецкий режиссёр, сценарист, актёр.
Изучал историю, литературу и театр в Мюнхенском университете, продолжил обучение в Университете Дюкена в Питтсбурге (США).
Первый полнометражный фильм – антимилитаристская притча «Знаки жизни» («Lebenszeichen», 1968, приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1968). В его картинах действуют герои 2 основных типов. Первый – воитель, миссионер, ницшеанец, маньяк, одержимый параноидальной идеей. Таких героев играл К. Кински в фильмах «Агирре, гнев божий» («Aguirre, der Zorn Gottes», 1972) и «Фицкарральдо» («Fitzcarraldo», 1982, приз Каннского кинофестиваля, в том же году). Другой характерный персонаж – маргинал, пребывающий в трагическом одиночестве, но осенённый божественной искрой («Каждый за себя, и Бог против всех», «Jeder für sich und Gott gegen alle», 1974, гран-при, премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1975; «Строшек», «Stroszek», 1976).
Херцог часто работает в экстремальных условиях в далёких от цивилизации местах планеты. В историю постмодернистской культуры вошла грандиозная экспедиция съёмочной группы фильма «Фицкарральдо», целью которой была съёмка грандиозной сцены, где сотни индейцев на руках перетаскивали корабль из одного притока Амазонки в другой.
Среди игровых фильмов: «Стеклянное сердце» («Herz aus Glas», 1976), «Носферату – призрак ночи» («Nosferatu: Phantom der Nacht», 1978), «Там, где живут зелёные муравьи» («Wo die grünen Ameisen träumen», 1984), «Зелёная кобра» («Cobra Verde», 1987), «Крик камня» («Cerro Torre: Schrei aus Stein», 1991, приз Венецианского кинофестиваля, 1991), «Уроки темноты» («Lektionen in Finsternis», 1992), «Далёкая синяя высь» («The Wild Blue Yonder», 2005), «Спасительный рассвет» («Rescue Dawn», 2006), «Плохой лейтенант» («The Bad Lieutenant: Port of Call – New Orleans», 2009), «Королева пустыни» («Queen of the Desert», 2014), «Соль и пламя» («Salt and Fire», 2016), «Семейный роман» («Family Romance», 2019).
Значительны также документальные ленты: «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» («Die große Ekstase des Bildschnitzers Steiner», 1974), «Гашербрум – сияющая гора» («Gasherbrum – Der leuchtende Berg», 1984), «Малыш Дитер должен летать» («Little Dieter Needs to Fly», 1997; специальный приз жюри Международного фестиваля документального кино в Амстердаме, 1997), «Мой лучший враг – Клаус Кински» («Mein liebster Feind – Klaus Kinski», 1999), «Человек-гризли» («Grizzly Man», 2005), «Встречи на краю света» («Encounters at the End of the World», 2007), «О, интернет! Грёзы нового мира» («Lo and Behold: Reveries of the Connected World», 2016), «Встреча с Горбачёвым» («Meeting Gorbachev», 2018), «Кометы и метеориты. Гости из далёких миров» («Fireball: Visitors from Darker Worlds», 2020).
Идеи о превосходстве архаичных эпох над современностью и бунте личности против современной культуры, трактуемой как торжество посредственности, режиссёр развивает в кинопоэме «Пещера забытых снов» («Cave of Forgotten Dreams», 2010) и минисериале «Смертники» («On Death Row, сериал», 2012). Романтик и экспрессионист по духу, Херцог редко напрямую затрагивает социально-политические проблемы. Центральной темой его «магического» кинематографа становятся природа в своей первозданной, порой агрессивной сущности и человек на краю жизни.
Среди ролей в кино: Мита («Трудно быть богом», «Es ist nicht leicht, ein Gott zu sein», 1989), Фейс («Куда приводят мечты», «What Dreams May Come», 1998), отец Умбрильо («Мистер Одиночество», «Mister Lonely», 2007), Герман Геринг («Соединённые Штаты и Холокост», «The U.S. and the Holocaust», 2022).
Выступает как сценарист игровых и документальных фильмов.
С 1986 г. ставит оперы.
Почётный приз Краковского кинофестиваля (2002), почётный приз Международного кинофестиваля в Локарно (2013).
Музыка в фильмах Херцога. Оперная режиссура
В фильмах Херцога важную роль играет музыка. В саундтреках широко используется академическая музыка (произведения композиторов барокко, венских классиков, итальянские оперы 19 в. и др.; особое место занимают оперы Р. Вагнера). С 1971 г. музыкальное оформление многих фильмов осуществлял немецкий композитор Ф. Фрике.
Фильм «Джезуальдо: Смерть на пять голосов» («Gesualdo: Tod für fünf Stimmen», 1995) посвящён К. Джезуальдо. Закулисье Байройтского фестиваля запечатлено в документальном фильме «Превращение мира в музыку» («Die Verwandlung der Welt in Musik», 1994).
Выступил режиссёром в постановках опер: «Доктор Фауст» Ф. Бузони (1986, «Театро Комунале», Болонья), «Жанна д’Арк» (1989, «Театро Комунале», Болонья; 2001, театр «Карло Феличе», Генуя) и «Двое Фоскари» Дж. Верди (2013, Римская опера), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1991, 1999, театр «Массимо Беллини», Катания), «Дева озера» Дж. Россини (1992, театр «Ла Скала»), «Норма» В. Беллини (1994, фестиваль «Арена ди Верона»), «Гуарани» К. Гомиса (1994, Оперный театр Бонна; 1996, Вашингтонская опера), «Фиделио» Л. ван Бетховена (1999, 2003, театр «Ла Скала»). Неоднократно ставил в разных театрах оперы Р. Вагнера («Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Парсифаль»).