Хакс Петер
Хакс Пе́тер (Peter Hacks) (21.3.1928, Бреслау, Силезия, ныне Вроцлав, Польша – 28.8.2003, Гросмахнов, земля Бранденбург), немецкий драматург, поэт, прозаик, литературовед. Член Академии искусств ГДР (1972).
Родился в семье адвоката. Детство и юность провёл в Бреслау и в Рурской области; играл в местной подпольной джаз-группе. При попытке бегства из Бреслау в начале 1945 г. арестован отрядом СС за уклонение от воинской службы и направлен на поднадзорные трудовые работы. В конце Второй мировой войны 1939–1945 гг. семья переехала в Баварию. В 1946 г. сдал экзамены на аттестат зрелости в гимназии Вупперталя (Северный Рейн – Вестфалия). С 1947 г. изучал философию, социологию, театроведение и литературоведение в Мюнхенском университете, в 1951 г. защитил диссертацию о драматургии эпохи бидермайера.
С конца 1940-х гг. писал стихи, песни для мюнхенских литературных кабаре и студенческих фестивалей, сотрудничал с Баварским радио. Первая пьеса – «Открытие индийской эпохи» («Eröffnung des indischen Zeitalters», 1954; Премия драматургов Мюнхена, 1954).
В 1955 г., сделав осознанный идейно-политический выбор, переехал в ГДР вместе с женой, немецкой писательницей Анной Элизабет Виде (1928–2009). Жил в Берлине, работал в театре «Берлинер ансамбль». С 1960 г. постоянный драматург «Немецкого театра» под руководством В. Лангхоффа. С 1963 г. жил литературным трудом. Один из самых известных драматургов ГДР, пьесы которого ставились и в Западной Германии. Убеждённый сторонник социалистической доктрины, противник объединения Германии и диссидентства.
Эстетика Б. Брехта оказала влияние на ранние сочинения П. Хакса. В дальнейшем художественными и идейными ориентирами писателя стали принципы французского классицизма, эпохи Просвещения и веймарского классицизма. Категорически не принимая романтизм и все проявления модерна, писатель считал классицизм самым ясным, вневременным направлением. В драматургии и прозе обращался к проблеме взаимоотношений личности и государства, выявлял исторические закономерности, психологические и этические мотивы человеческих поступков, размышлял о проблемах истинной любви и подлинной свободы. Пьесы характеризуются мастерским построением диалогов, стройной композицией, поэтичностью и афористичностью языка. Излюбленные приёмы: антитеза, гротеск, сатира. Многие пьесы написаны в стихотворной форме или свободным стихом.
В первых драмах, написанных в ГДР, осмыслял вопросы идеологии, отношений на производстве, социализма в послевоенной Восточной Германии, чем вызвал критику партийных функционеров: пьесы «Беспокойство и власть» («Die Sorgen und die Macht», 1959), «Мориц Тассов» («Moritz Tassow», 1961) были сняты с репертуара театров.
В 1960-х гг. обратился к античной и немецкой классике, легендам и фольклору. Известность драматургу принесла постановка пьесы «Мир» [«Der Frieden (Nach Aristophanes)», 1962, режиссёр Б. Бессон] по мотивам одноимённой комедии Аристофана в «Немецком театре» Берлина. Оперетты Ж. Оффенбаха легли в основу пьес Хакса на условно древнегреческие сюжеты: «Прекрасная Елена» («Die schöne Helena», 1964; русский перевод 1998), «Орфей в аду» («Orpheus in der Unterwelt», 1995). В пьесе «Амфитрион» («Amphitryon», 1967; русский перевод 1979) Юпитер принимает облик полководца Амфитриона, чтобы добиться любви его жены, и оказывается более страстным и человечным, чем заглавный герой, забывший любовь ради военных побед и почестей. Несмотря на использование в пьесах языковых анахронизмов, разговорной лексики, элементов абсурдизма, травестированных образов, Хакс не пародирует античные сюжеты и мифы, а создаёт вольные художественные реконструкции первоисточников, раскрывая в них новые смыслы. Во многих пьесах с комедийным сюжетом ставятся философские, этические вопросы универсального характера. Комедия «Адам и Ева» («Adam und Eva», 1972; русский перевод 1979) посвящена размышлениям о свободе воли.
Неоднократно обращался к творчеству и личности И. В. Гёте: на основе его неоконченного фарса «Ярмарка в Плюндерсвайлерне» создал собственную одноимённую пьесу («Das Jahrmarktsfest zu Plundersweilern», 1973; русский перевод 2013). Мировой успех принесла монодрама «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гёте» («Ein Gespräch im Hause Stein über den abwesenden Herrn von Goethe», 1974; русский перевод 1979), комизм которой построен на обывательских рассуждениях героини Шарлотты фон Штейн о Гёте и его любви к ней. Тема великого человека и непонимание окружающими его гения отражены и в пьесе «Смерть Сенеки» («Senecas Tod», 1977; русский перевод 1998).
В 1990-х гг. обратился к теме противостояния художника и власти (пьеса «Живописец короля», «Der Maler des Königs», 1991), осмыслению истории. Своего рода трилогией о русской истории стали пьесы 1996 г.: «Битва с боярами» («Bojarenschlacht», русский перевод 2004), «Татарская битва» («Tatarenschlacht», в русском переводе «Битва с Ордой», 2004), «Самозванец» («Der falsche Zar», русский перевод 2004), написанные по мотивам исторических классицистических драм «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина (1789, опубликована 1793), «Димитрий Донской» В. А. Озерова (1807) и «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова (1771).
Известность также получили произведения Хакса для детей: сказка «Дыра в ветре» («Das Windloch», 1956), сказочная пьеса «Бедный рыцарь» («Armer Ritter», 1977; русский перевод 1997), роман «Любимое дитя в птичьем гнезде» («Liebkind im Vogelnest», 1984; в русском переводе «Прилепа в птичьем гнезде», 2006) и др. Автор статей и эссе о немецкой литературе («О романтизме», «Zur Romantik», 2001); повестей, стихотворений и баллад, отличающихся ироническим и юмористическим началом, на которых сказалось влияние поэзии Г. Гейне и И. Рингельнаца, важнейших для Хакса поэтов со времён его ранней юности.
Премия Лессинга ГДР (1956), Национальная премия ГДР (1974, 1977), Премия Генриха Манна (1981).