Административный досмотр
Администрати́вный досмо́тр, обследование лиц, вещей, транспортных средств, регламентированное нормами административного права. Осуществляется компетентными должностными лицами при наличии необходимости с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а также предупреждения совершения противоправных деяний.
В юридической науке термин «досмотр» определяется как осмотр в целях проверки; контрольное обследование; один из элементов контрольного мероприятия.
Административный досмотр в зарубежных государствах
В зарубежных государствах предусмотрены разные основания для процедуры досмотра и различается порядок его проведения. Так, в США вместо термина «досмотр» используется термин «обыск» (Search). По общему правилу, для проведения обыска, согласно Четвёртой поправке к Конституции США (Fourth Amendment), требуется наличие ордера. Однако если имеются разумные основания полагать, что лицо совершило противозаконное деяние, полиция вправе осуществить поверхностный обыск верхней одежды лиц в целях безопасности. Изъятие предметов в ходе данной процедуры допускается, если они обоснованно идентифицированы как оружие или контрабанда.
В Великобритании сотрудник полиции вправе провести обыск лица, если существуют разумные основания подозревать, что при нём имеется оружие или предметы, используемые в качестве оружия, наркотические вещества, похищенное имущество. Обыск лица со снятием одежды осуществляется сотрудником полиции того же пола, что и обыскиваемое лицо.
В ФРГ проведение досмотра регламентировано законодательством федеральных земель. Так, Закон об обязанностях и полномочиях баварской полиции (1990) предусматривает проведение досмотра лица, если есть основания полагать, что лицо имеет при себе оружие либо находится в беспомощном положении или что данным лицом совершено правонарушение. Аналогичные основания имеет процедура досмотра вещей.
Законодательство стран СНГ характеризуется разграничением оснований и порядка проведения различных видов досмотра. Однако общий термин «административный досмотр» не употребляется. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (1994) содержит термины «личный досмотр», «досмотр вещей», «досмотр транспортных средств». Порядок проведения данных видов досмотра подробно не регламентирован.
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (2014) устанавливает порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, а также досмотра транспортных средств и маломерных судов.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (2021) не использует термин «досмотр». Мера принуждения, аналогичная личному досмотру в других странах СНГ, именуется «личный обыск». Вместе с тем Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (2007) закрепляет полномочия сотрудников органов внутренних дел производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств. Таким образом, досмотр применяется к задержанным лицам.
Административный досмотр обладает как общими чертами, присущими всем мерам административного принуждения, так и собственными характерными признаками. Так, выступая мерой административного принуждения, административный досмотр регламентирован нормами административного права, применяется во внесудебном порядке, связан с ограничениями личных или имущественных прав лица, в отношении которого он проводится. К характерным признакам административного досмотра относится наличие собственной процедуры его проведения, а также специфических целей, закреплённых нормативными актами.
Административный досмотр в Российской Федерации
В Российской Федерации процедура административного досмотра регламентирована множеством нормативных правовых актов. Поскольку проведение досмотра связано с ограничением конституционных прав граждан, основания для его проведения должны быть чётко закреплены нормативным актом. Так, согласно ст. 22 Конституции РФ, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако в ходе досмотра допускается обследование тела гражданина, одежды, находящихся при нём вещей. Обеспечение гарантий прав досматриваемого лица требует проведения досмотра в строгом соответствии с действующим законодательством и с соблюдением процессуальной формы. Кроме того, административный досмотр может быть проведён только теми субъектами, чьи полномочия на его проведение установлены законодательством.
В законодательстве Российской Федерации термин «административный досмотр» не используется. Административный досмотр рассматривается в зависимости от целей его проведения либо как контрольно-предупредительная мера, либо как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Административный досмотр как контрольно-предупредительная мера призван предостеречь лицо от неправомерных деяний, предупредить совершение различного рода правонарушений и в конечном счёте не допустить возникновения обстоятельств, вредных для общества и государства. Административный досмотр, осуществляемый в порядке, закреплённом Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), направлен на достижение специфических целей применения данной меры – обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а также общих целей применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, закреплённых в ст. 27.1 КоАП РФ, – пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.
Действующие нормативные правовые акты устанавливают порядок проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, а также иных видов досмотра.
Статья 27.7 КоАП РФ определяет личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как обследование, которое осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Статья 27.9 КоАП РФ содержит определение досмотра транспортного средства как его обследования, проводимого без нарушения конструктивной целостности, осуществляемого в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Статьёй 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закреплены полномочия сотрудников полиции по осуществлению личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей, а также досмотра их транспортных средств в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Досмотр осуществляется при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. Сотрудники полиции принимают участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществляют такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещённых для перевозки транспортными средствами. Кроме того, сотрудники полиции осуществляют досмотр граждан и транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», личный досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, досмотр находящихся при них вещей, поступающих им посылок, передач, письменной корреспонденции, а также отправляемых ими писем осуществляются администрацией и/или сотрудниками места отбывания административного ареста. Проведение данного вида досмотра регламентировано не КоАП РФ, а положениями Федерального закона от 26 апреля 2013 г. «О порядке отбывания административного ареста» и приказа МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста». Досмотр осуществляется по прибытии лиц в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста.
Статья 35.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает проведение личного досмотра иностранных граждан, досмотра вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах. Досмотр осуществляется по прибытии иностранных граждан в специальное учреждение либо по мере необходимости в период нахождения иностранных граждан в специальном учреждении должностным лицом специального учреждения или иным уполномоченным должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, являющихся совершеннолетними лицами, не заинтересованными в исходе такого досмотра.
Согласно ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполётному досмотру, а также послеполётному досмотру в случае его проведения подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта. При отказе пассажира воздушного судна от предполётного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым. Послеполётный досмотр проводится при получении оператором аэропорта, оператором аэродрома гражданской авиации или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Предполётный досмотр, послеполётный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.
Сходные положения содержит статья 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», предусматривающая для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и/или перевозчиков. В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть и/или которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или её часть не имеется правовых оснований. Повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и/или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности. Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. Более подробно процедура проведения данных видов досмотра регламентирована положениями приказа Минтранса России от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».
Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет полномочия лиц, которые проводят контртеррористические операции, при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введён правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории осуществить досмотр физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.
Ещё одним видом административного досмотра является таможенный досмотр, порядок проведения которого регламентирован статьями 328–329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Таможенный досмотр осуществляется в целях проверки и/или получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль. Отдельно ст. 329 Таможенного кодекса ЕАЭС определены правила проведения личного таможенного досмотра, который осуществляется в целях выявления у физических лиц скрываемых при себе товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов.
Отличие административного досмотра от процедур, осуществляемых в рамках оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной деятельности
Административный досмотр следует отличать от обыска, личного обыска, осуществляемых в рамках оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной деятельности.
Целью обыска является обнаружение и изъятие предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск производится на основании постановления следователя, а обыск в жилище – на основании судебного решения, в то время как для проведения административного досмотра издания предварительного акта, санкционирующего его проведение, не требуется.
КоАП РФ определяет порядок применения иных мер административного принуждения, связанных с обследованием, таких как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, осмотр места происшествия. Данные меры регламентированы нормами административного права, имеют обеспечительное значение для производства по делу об административном правонарушении, однако законодатель не использует в отношении них термин «досмотр». Кроме того, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» содержит термины «осмотр граждан», «осмотр транспортных средств», которые, в отличие от административного досмотра, заключаются исключительно во внешнем, визуальном обследовании, без права изъятия вещей и непосредственного вмешательства лица, осуществляющего осмотр. В отличие от личного досмотра и досмотра транспортного средства, осмотр осуществляется без составления протокола и приглашения понятых. В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра и при наличии законодательно закреплённых оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр в соответствии с КоАП РФ.
Существенным недостатком административного законодательства является отсутствие чёткой правовой регламентации проведения различных видов административного досмотра. В настоящее время регламентированы лишь процедуры досмотра, осуществляемые в рамках КоАП РФ, а также таможенного досмотра. Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ не разграничены между собой, однако это отдельные виды административного досмотра, которые должны характеризоваться специфическим порядком проведения. Требуется правовое закрепление необходимости проведения личного досмотра в специализированном помещении. Кроме того, необходимо закрепление в КоАП РФ определения конструктивной целостности вещи, в отношении которой осуществляется досмотр. При толковании конструктивной целостности вещи как сохранения единства её конструкции зачастую невозможно достижение целей процедуры административного досмотра – обнаружения предметов и орудий совершения правонарушения. В связи с этим целесообразным условием правомерности досмотра вещей следует считать сохранение их функциональных качеств и возможность восстановления первоначального состояния вещи после проведения досмотра.