Военное искусство
Вое́нное иску́сство, теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в околоземном космическом пространстве. Теория военного искусства – составная часть военной науки, которая исследует законы (закономерности), принципы, формы и способы ведения вооружённой борьбы в стратегических, оперативных и тактических звеньях, обосновывает организационную структуру войск (сил) и методы поддержания их боевой и мобилизационной готовности. Практика военного искусства охватывает применение военных знаний (теории военного искусства) и опыта при подготовке и ведении военных операций (далее – операция) и других форм военных действий (сражений, боевых действий, ударов) с учётом конкретных условий обстановки, а также в процессе строительства и подготовки вооружённых сил и других войск военной организации государства. Современное военное искусство РФ включает в себя тесно взаимосвязанные и взаимозависимые – военную стратегию (далее – стратегия), оперативное искусство и тактику. Ведущее место среди них принадлежит стратегии, которой подчинено оперативное искусство, а тактика – оперативному искусству. Стратегия охватывает теорию и практику планирования и ведения войны в целом и отдельных форм стратегических действий. Оперативное искусство – теория и практика подготовки и ведения операций (сражений, боевых действий, ударов) оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического масштаба; включает общевойсковое оперативное искусство и оперативное искусство видов вооружённых сил, родов войск и оперативного тыла. Тактика исследует теорию и практику боевых действий соединений, частей и подразделений; состоит из общевойсковой тактики и тактики видов вооружённых сил и родов войск. Развитие военного искусства определяется политикой и военной доктриной государства, состоянием его экономики, численностью мобилизационных ресурсов, уровнем развития науки, технологий, вооружения и военной техники, наличием запасов стратегического сырья, топлива, энергетических ресурсов, состоянием и возможностями транспорта, связи, а также зависит от количественного и качественного состава вооружённых сил, военно-патриотических традиций, физико-географических условий, подготовленности театра военных действий (ТВД) и др. Общими объективными закономерностями эволюции военного искусства являются усложнение форм и способов ведения войны, операций и боевых действий, расширение военных задач, непрерывное увеличение пространственного размаха и напряжённости вооружённой борьбы.
В древние времена военное искусство базировалось на имевшихся экономических и людских ресурсах, которые позволяли создавать относительно немногочисленные армии. В этот период главным родом войск была пехота. У кочевых народов основу армии составляла конница (см. Кавалерия). В некоторых армиях использовались верблюды и слоны. Приморские государства имели флоты. На вооружении армий находились холодное и метательное оружие, колесницы, гребные и парусно-гребные суда. Широко применялись средства защиты личного состава в бою (защитное вооружение) – панцирь и шлем. Уже в древние времена обозначилось разграничение способов ведения войны (стратегия) и боя (тактика). Стратегия охватывала подготовку к войне, всестороннее изучение противника, выбор направлений и времени походов, мест сражений, главного пункта для нанесения удара, способов разгрома живой силы, подготовку войск и руководство ими, заботу о стратегическом тыле. Стратегические действия первоначально ограничивались проведением кратковременных походов. Тактика отличалась простотой замысла и прямолинейностью действий. Боевой порядок, как правило, состоял из отдельных отрядов пехоты и конницы, действовавших в простейших, часто случайных, построениях и без должного взаимодействия. Исход боя решался в рукопашной схватке до полного уничтожения либо пленения противника. По мере развития производственных отношений, роста производительных сил, усиления военно-технической оснащённости армий возрастал размах военных действий и войн в целом. Развитие тактики шло по пути совершенствования боевых порядков, приёмов ведения боя и взаимодействия различных родов войск на поле боя. Наиболее ярко это проявилось: в открытии Эпаминондом важнейшего принципа – неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке, применённого в сражении при Левктрах; в использовании Александром Македонским комбинированного и согласованного удара конницы и пехоты в качестве средства разгрома противника (см. Гавгамелы); в применении Ганнибалом в сражении при Каннах одновременного удара на обоих флангах, окружения и разгрома римской армии меньшими силами; в искусстве применения Юлием Цезарем манёвра на поле боя и формировании резерва. В войнах древности зародились элементы военно-морского искусства, которое заключалось в умении сосредоточить суда на избранной позиции, расчленить и уничтожить флот противника по частям. Главным способами действий были таранный удар и абордаж.
В этот же период зародились искусство руководства войсками и военная теория, появились первые труды, обобщившие опыт ведения войн и сражений. Наибольший вклад в развитие военного искусства в древние времена внесли китайский полководец и военный теоретик Сунь-цзы (6–5 вв. до н. э.), древнегреческие военные историки Фукидид (около 460 – около 396 до н. э.) и Ксенофонт (около 445 или 430 до н. э.– около 355 до н. э.), древнеримский военный теоретик Вегеций (конец 4 – начало 5 вв.).
В Средние века решающим фактором в развитии военного искусства стал переход к огнестрельному оружию. В раннефеодальный период армии отдельных княжеств (5–10 тыс. человек) состояли главным образом из тяжеловооружённой (рыцарской) конницы. В Западной Европе военное искусство представляло собой набор различных приёмов боя с обязательным участием рыцарей. Вопросам стратегии почти не уделялось внимания. В период образования централизованных государств в Западной Европе начали создаваться на постоянной основе наёмные армии. В ведении войны получили распространение способы военных действий, основанные на кордонной стратегии и стратегии измора. Их суть заключалась в том, чтобы, во-первых, прикрыть коммуникации и базы снабжения своей армии равномерным распределением войск вдоль границы (кордона), во-вторых – выиграть войну без решительных сражений манёвром своих сил на коммуникациях противника, блокадой и захватом его баз и крепостей. Стратегии пришлось решать и новые задачи: координация действий сухопутных армий и флотов, защита побережья, нарушение морских коммуникаций противника и создание системы снабжения своих войск. Появились элементы коалиционной стратегии (см. Ливонская война 1558–1583, Тридцатилетняя война 1618–1648). В тактике с внедрением в войска огнестрельного оружия зародилась огневая подготовка и поддержка боя (например, сражение при Равенне, 1512). Возросло значение манёвра, совершенствовались боевые порядки войск – от плотного построения и равномерного распределения сил по фронту к созданию ударных группировок на избранном направлении. Возросло значение различных резервов. С 17 в. манёвр огнём стал решающим средством боя, для чего войска стали строиться в линии. Впервые элементы линейной тактики были применены Морицем Нассауским (Оранским) в сражении при Ньюпорте (1600). Наивысшего расцвета линейная тактика достигла в середине 18 в., когда значительно увеличилась скорострельность ружей. При этом такая тактика применялась как на суше, так и на море. Исход сражения стал зависеть не только от успешной атаки, но и от огневой мощи.
С образованием регулярных армий основные положения военного искусства стали излагаться в уставах. Автором первого в Западной Европе устава (начало 15 в.) считается Ян Жижка. В Русском государстве первыми воинскими уставами были «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571) М. И. Воротынского и «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки…» (1607). Принципы военного искусства были изложены также в сочинениях А. де Тюренна (Франция), Р. Монтекукколи и Евгения Савойского (Австрия), Фридриха II Великого (Пруссия), Г. Ллойда (Великобритания) и других.
В начале 18 в. в российской армии Пётр I усовершенствовал линейную тактику – ввёл глубокое построение боевых порядков, которое способствовало победе российских войск над шведами в Полтавской битве 1709 г. Глубокий боевой порядок и умелое маневрирование войсками помогли российским военачальникам: П. С. Салтыкову разбить прусские войска в Кунерсдорфском сражении 1759 г., а П. А. Румянцеву-Задунайскому разгромить врага в сражениях русско-турецких войн (1768–1774 и 1787–1791). В конце 18 в. российская и французская армии окончательно перешли к тактике колонн и рассыпного строя – для ведения сражений пехота выстраивалась в две линии батальонных колонн. Впереди находилась в рассыпном строю лёгкая пехота, на флангах – кавалерия, позади – резервные колонны. Преимущество новой тактики состояло в возможности вести сражение на любой местности, сосредоточивать усилия на главном направлении, осуществлять манёвр и наращивать силу удара вводом в сражение резерва. Основные принципы тактики колонн и рассыпного строя развил в своих трудах и умело использовал великий российский полководец А. В. Суворов. В военно-морское искусство большой вклад внёс выдающийся российский флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Он отказался от линейного построения кораблей, успешно действовал сосредоточенными силами, сочетая огонь и манёвр, искусно используя резервы.
Буржуазные революции 18–19 вв. изменили общественно-экономические отношения, дали толчок быстрому развитию экономики. Это позволило создавать массовые и достаточно хорошо оснащённые армии. На смену наёмным силам в Европе пришла всеобщая воинская повинность. Совершенствовалась организационная структура регулярных войск; создавались войсковые соединения – дивизии и корпуса, способные самостоятельно решать сложные боевые задачи. В ряде государств (Россия, Франция, Австрия) появляются объединения переменного состава – армии. В качестве особых органов управления создаются штабы. Пассивную кордонную стратегию сменила «стратегия сокрушения», главной задачей которой становится разгром армии противника. Зарождается стратегия генерального сражения, которую наиболее эффективно использовал Наполеон I. В развитии военного искусства того времени важная роль принадлежит российскому полководцу М. И. Кутузову, который противопоставил концепции генерального сражения концепцию согласованных боёв и сражений, растянутых во времени и пространстве, но объединённых единым замыслом, включая глубокие рейды конницы в тыл противника. В ходе Отечественной войны 1812 г. зародились первые признаки армейской операции в рамках общих стратегических действий, т. е. произошло зарождение оперативного искусства. Рост скорострельности, дальности, точности и многообразия огневой поддержки боя привёл к отказу от тактики колонн и рассыпного строя ввиду неоправданных потерь войск. В ходе Крымской войны 1853–1856 гг. в российской армии зародилась новая форма боевого порядка – стрелковая цепь, которая получила широкое распространение во время франко-германской войны 1870–1871 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Тактика стрелковых цепей позволяла полнее реализовать возможности нарезного стрелкового оружия, использовать защитные свойства местности, гибко сочетать в бою огонь, манёвр и удар. Произошли изменения также и в тактике оборонительного боя. От сомкнутых построений на неподготовленных в инженерном отношении позициях войска перешли к оборудованию групповых окопов. Зародились элементы позиционной обороны. Опыт войн и новые идеи военного искусства были обобщены в трудах Наполеона I, А. А. Жомини, К. фон Клаузевица, Х. фон Мольтке (старшего), Г. А. Леера, М. И. Драгомирова, Ф. Х. Коломба, Н. П. Михневича и др. На флоте переход от парусных кораблей к паровым, оснащение их нарезной артиллерией, появление мин и торпед, создание броненосных крейсеров, миноносцев и других типов кораблей привели к изменениям в борьбе на море: ведение боевых действий независимо от сезонных условий, тесная взаимосвязь с борьбой на суше и применение морских десантов для вторжения на сушу на большом удалении от своей территории.
Дальнейшее развитие военного искусства связано с ростом экономической и материальной базы войны на основе роста промышленного производства в конце 19 – начале 20 в. Резко увеличилась численность армий, расширились возможности по их оснащению скорострельным оружием (прежде всего пулемётами). Создавались новые виды военной техники – самолёты, бронеавтомобили, танки, подводные лодки (ПЛ), броненосцы; появилось химическое оружие. Возросла манёвренность армий. Расширились размах, напряжённость и разрушительность военных действий и войн в целом. Потребовалось использование значительной части экономики для обеспечения воюющих армий, исключительное значение приобрели стратегические запасы, резервы и мобилизационные ресурсы. При разработке стратегических планов начали всесторонне учитывать экономические возможности страны, наличие стратегических резервов, намечать координацию действий видов ВС, организовывать коалиционное взаимодействие. Перед стратегией встала также задача организации руководства военными действиями на нескольких ТВД. В русско-японскую войну 1904–1905 гг. окончательно сформировалась новая форма военных действий – армейская операция, появились зачатки фронтовой операции, т. е. стали складываться предпосылки для выделения оперативного искусства в отдельную составную часть военного искусства В ходе Первой мировой войны возникли новые объединения – группы армий и фронты и, как следствие, операции соответствующего масштаба. Сложилась новая структура управления – «ставка – фронт (группа армий) – армия». Широко применялась позиционная оборона на сплошном фронте в сочетании с системой инженерных сооружений и заграждений, её глубина составила 15–20 км, что породило проблему её прорыва, потребовало разработки и применения различных способов наступления. Однако преимущество средств обороны над средствами наступления привело к позиционной войне, что породило проблему прорыва обороны в стратегическом отношении, которая так и не была решена окончательно. В тактике возник новый боевой порядок – «волны цепей». С ростом боевых качеств танков, бронемашин, самоходной артиллерии и их количества в войсках стал применяться групповой боевой порядок. Были разработаны новые методы артиллерийской поддержки атаки пехоты: последовательное сосредоточение огня, огневой вал, двойной огневой вал. Началась разработка основ боевого применения танков и авиации. Наряду с разведкой и охранением появились новые виды обеспечения боевых действий – противовоздушная оборона, противотанковая оборона, противохимическая защита, инженерное обеспечение и маскировка. В военно-морском искусстве решающую роль стали играть крупные морские сражения (один из главных теоретиков – германский адмирал А. фон Тирпиц), получили применение разработанные российским вице-адмиралом С. О. Макаровым принципы взаимодействия в морском бою кораблей различных классов, противоминной и противолодочной обороны, новые боевые порядки кораблей. Была разработана тактика действий подводных лодок и способы борьбы с ними. Сложилась новая форма ведения боевых действий на море – морская операция.
Специфические особенности военного искусства в отечественной практике проявились в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. В начале войны военные действия ограничивались передвижением войск преимущественно по железным дорогам и велись в форме отдельных боевых столкновений. По мере накопления опыта и совершенствования военной организации осуществлялся переход от «эшелонной войны» к войне полевой, манёвренной, к организованным и согласованным действиям армий и фронтов. В общей системе стратегических действий чётко определились роль и место фронтовых и армейских операций. Из-за недостатка сил и средств для одновременного ведения наступления на всех направлениях и большой протяжённости фронтов (в 1918 – до 5 тыс. км) единственным способом ведения Рабоче-крестьянской Красной Армией (РККА) вооружённой борьбы являлся поочерёдный разгром противника на различных ТВД. По этим же причинам действия РККА носили высокоманёвренный характер. Крупным достижением стало воссоздание кавалерийских дивизий и корпусов, в 1919 г. – создание конной армии, которая играла важную роль в развитии тактических успехов в операции и в достижении её конечной цели. Таким образом, зародился новый элемент оперативного построения войск, прообраз подвижной (манёвренной) группы. В наступлении фронты часто проводили ряд последовательных операций, объединённых общим замыслом. Был получен опыт проведения наступательной операции силами двух фронтов. Оборонительные действия велись не только вынужденно, но и в целях экономии сил и их перегруппировки, выигрыша времени. Оборона строилась на удержании наиболее важных районов, объектов в сочетании с контратаками и контрударами по прорвавшемуся противнику (манёвренная оборона). При удержании крупных городов, важных районов и объектов (Царицын, Петроград и др.) оборона имела позиционный характер.
В период между войнами на новой индустриальной базе была проведена коренная техническая реконструкция Вооружённых Сил СССР. Это потребовало развития всех составных частей военного искусства. Стратегией была определена новая роль видов ВС в будущей войне, разработана теория их использования и взаимодействия. Основным объектом стратегических действий считались вооружённые силы противника на ТВД, приоритетным видом стратегических действий – наступление, осуществляемое проведением ряда фронтовых наступательных операций. Оборона рассматривалась как вынужденный вид военных действий. В середине 1920-х гг. в самостоятельную отрасль военного искусства выделилось оперативное искусство. В начале 1930-х гг. оперативным искусством разработана новая теория ведения военных действий массовыми, технически хорошо оснащёнными армиями – теория глубокой операции, которая предполагала решительный прорыв обороны противника и развитие наступления в высоких темпах на всю глубину его оперативного построения. Наступательные операции предусматривалось проводить либо силами одного фронта, либо – группы фронтов. Армейская операция рассматривалась в качестве составной части фронтовой операции. Сформировалось оперативное искусство ВВС и ВМФ. Тактика также разрабатывалась в соответствии с требованиями манёвренной войны. Бой рассматривался как общевойсковой при решающей роли пехоты и танков. Была создана теория глубокого боя. Получила развитие тактика действий разнородных сил флота и основы взаимодействия между ними. Заложены основы тактики родов авиации, разработаны и освоены способы выполнения оперативных задач авиационными бригадами, дивизиями и корпусами дальней авиации. Создавались основные положения самостоятельных операций воздушно-десантных войск (ВДВ). Развитию теории и практики военного искусства в этот период посвящены труды М. В. Фрунзе, Г. С. Иссерсона, Д. М. Карбышева, А. А. Свечина, В. К. Триандафиллова, М. Н. Тухачевского, И. П. Уборевича, Б. М. Шапошникова, Е. А. Шиловского и других военных специалистов. В целом советское военное искусство перед Второй мировой войной оформилось в стройную систему взглядов на ведение войны, операции и боя. Вместе с тем волна репрессий конца 1930-х гг., во многом тенденциозная оценка опыта локальных войн и военных конфликтов в Испании, на Халхин-Голе, советско-финляндской войны 1939–1940 гг. привели к тому, что была подвергнута сомнению теория глубокой операции, сделаны ошибки в развитии организационно-штатной структуры войск, не было чёткого понимания стратегической сущности начального периода войны, отсутствовал общий план перехода к стратегической обороне, недооценивалась возможность скрытного развёртывания противником группировок войск и внезапного нападения. Не уделялось должного внимания отработке войсками способов ведения боевых действий в условиях отхода, окружения и выхода из окружения. В то же время в зарубежных государствах в этот период особое внимание уделялось разработке принципов использования массовых армий. Для прикрытия их развёртывания на границах создавались укреплённые районы (рубежи) – «линия Мажино» во Франции, «линия Зигфрида» в Германии, «линия Маннергейма» в Финляндии. Вместе с тем зарубежные военные теоретики в ряде случаев переоценивали роль новых видов вооружения и военной техники, сосредоточивали внимание на разработке теорий о достижении победы в войне с помощью «малых армий» или массированного применения того или иного вида техники (теории «воздушной войны» итальянского генерала Дж. Дуэ, «танковой войны» британского генерала Дж. Ф. Ч. Фуллера и германского генерала Х. Гудериана). Эти взгляды оказали заметное влияние на разработку форм и способов стратегических действий во 2-й мировой войне. Руководство Германии, например, возлагало большие надежды при реализации концепции «молниеносной войны» на массированное применение танковых и механизированных войск, поддерживаемых авиацией. Во Франции господствовала доктрина превосходства позиционной войны: «линия Мажино» считалась неприступной для германских «танковых клиньев». Британская и американская доктрины «войны на истощение» исходили из решающей роли «морской силы».
Важнейшим этапом в развитии военного искусства стала 2-я мировая война. Отечественное военное искусство в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. обогатилось качественно новыми формами и способами стратегических, оперативных и тактических действий. Были решены важнейшие проблемы ведения вооружённой борьбы в условиях массового применения танков, авиации, артиллерии и других средств. Была разработана и воплощена в жизнь новая форма стратегической обороны – оборонительная операция группы фронтов. В зависимости от обстановки менялся характер обороны (вынужденная или в целях изматывания сил противника). Совершенствование искусства ведения обороны проявилось за счёт: своевременного выявления замысла противника на наступление; создания резервов; заблаговременного строительства оборонительных рубежей, занятия их войсками и проведения всего комплекса работ по подготовке обороны; проведения частных наступательных операций и контрударов; непрерывного воздействия авиации на вражеские войска; широкого манёвра сил и средств; нанесения массированных огневых ударов и др. Главное место в развитии военного искусства заняло стратегическое наступление. Из 8 военных кампаний за годы войны 6 были наступательными. Постоянно возрастал размах и глубина наступления. В зимней кампании 1941–1942 гг. оно развёртывалось на фронте до 2 тыс. км и проводилось на глубину 150–400 км. В летне-осенней кампании (1944) наступление последовательно проводилось в полосе 4,5 тыс. км и на глубину 600–1100 км, а в 1945 г. – на всём советско-германском фронте одновременно. Масштабность вооружённой борьбы привела к возникновению новой формы стратегического наступления – операции групп фронтов. Основной формой ведения военных действий оперативного масштаба была фронтовая наступательная операция. Размах этих операций в ходе войны возрос в несколько раз (так, под Москвой глубина наступательных операций фронтов составляла около 100–250 км, в Висло-Одерской операции – до 500 км). Наступление велось ударными группировками. В этом случае на участках прорыва, составлявших 10–15 % от общей полосы наступления фронта, сосредоточивалась большая часть сил и средств (до 50 % и более стрелковых соединений, 50–80 % артиллерии, свыше 80 % танков и почти вся авиация). В перерастании тактического прорыва в оперативный главную роль играли подвижные группы в составе танковых армий, танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. Оперативным искусством и тактикой были предложены способы решения проблемы окружения и уничтожения оперативных группировок противника, ведения встречных боёв и сражений, преследования противника, преодоления промежуточных оборонительных рубежей, форсирования водных преград с ходу, штурма городов и др. В операциях широко применялись ночные боевые действия и воздушные бои. Совершенствовалось искусство применения видов вооружённых сил. Были разработаны и применены новые формы использования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В военно-морском искусстве наибольшее развитие получили способы содействия военно-морского флота сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях, которые проводились на приморских направлениях, обеспечение высадки оперативных и тактических морских десантов. Большой вклад в развитие отечественного военного искусства внесли командующие войсками и начальники штабов фронтов, флотов, армий, многие генералы и офицеры видов ВС и родов войск (А. М. Василевский, Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, а также А. И. Антонов, И. Х. Баграмян, Н. Н. Воронов, Л. А. Говоров, М. В. Захаров, И. С. Исаков, И. С. Конев, Н. Г. Кузнецов, А. А. Новиков, И. Е. Петров, К. К. Рокоссовский, П. С. Рыбалко и другие).
Военное искусство зарубежных государств в годы 2-й мировой войны также существенно изменилось. Основная стратегическая концепция руководства Германии – теория «молниеносной войны» в борьбе с СССР, несмотря на относительные успехи в 1-м и 2-м периодах Великой Отечественной войны, потерпела сокрушительный провал. Вместе с тем Х. Гудериан, Э. фон Манштейн, В. Модель, Э. Роммель умело применяли танковые и моторизованные войска, воздушные и морские десанты при массированной поддержке авиации и хорошо налаженном взаимодействии, проводили стратегические и оперативные перегруппировки, чем достигали оперативной внезапности. Военное искусство США и Великобритании обогатилось опытом руководства коалиционными войсками, умением всесторонне планировать и обеспечивать операции, осуществлять мощное, непрерывное огневое поражение противника, особенно силами авиации. Большой опыт был приобретён в проведении морских десантных операций в Европе и на Тихом океане. Существенный вклад в развитие военного искусства в период 2-й мировой войны внесли военачальники воюющих сторон: американские – Д. Д. Эйзенхауэр, О. Брэдли; британские – Б. Монтгомери, Э. Каннингем; японский – Ямамото Исороку.
В послевоенный период научно-технический прогресс вызвал глубокие изменения в средствах вооружённой борьбы. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в ВС ряда государств поступают на вооружение ядерное оружие и ракетная техника. Сухопутные войска оснащаются новыми образцами танков, бронетранспортёров (БТР), боевых машин пехоты и десанта (БМП, БМД). В военно-воздушных силах (ВВС) поршневые самолёты уступают место реактивным, на вооружение в массовом количестве поступают вертолёты. В войсках ПВО основным средством борьбы с противником становятся зенитно-ракетные и зенитно-пушечные комплексы. В военно-морские силы (ВМС) поступают корабли с атомными силовыми установками. Военная техника всё более насыщается электронными и информационными системами. Во всех видах ВС широкое применение находят средства радиоэлектронной борьбы. До середины 1950-х гг. возможные боевые действия военными специалистами СССР рассматривались как вооружённое столкновение двух мощных коалиций государств с самыми решительными целями. Предполагалось, что это будет мировая, длительная война и для её ведения потребуются многомиллионные армии.
Стратегическая оборона, в отличие от её роли в довоенный период, признавалась закономерным видом военных действий. Способы и формы применения видов ВС, основные положения оперативного искусства и тактики базировались на опыте минувшей войны. С массовым поступлением в войска ракетно-ядерного оружия основным способом достижения стратегических целей стало считаться нанесение массированных и рассредоточенных по времени ракетно-ядерных ударов по противостоящим группировкам ядерных средств, военным и экономическим объектам, объектам государственного и военного управления противника. Признавалась возможность достижения целей войны не последовательно, а в результате однократного применения ядерных средств, в связи с чем радикально изменились взгляды на роль видов ВС в войне. Основная роль отводилась новому виду – ракетным войскам стратегического назначения (РВСН), а также ядерным средствам авиационного и морского базирования. Наиболее вероятной предполагалась быстротечная война, но не отвергалась возможность и затяжных военных действий. Основными видами стратегических действий в ядерной войне считались: ракетно-ядерные удары по важнейшим стратегическим объектам противника; военные действия на сухопутных, океанских и морских ТВД в целях завершения разгрома его сил; защита объектов тыла и группировок своих войск от ядерных ударов. В области оперативного искусства и тактики были пересмотрены нормативы ведения и всестороннего обеспечения боевых действий, внесены изменения в способы применения войск (сил). Главная роль в ведении боевых действий отводилась ракетным войскам и авиации, применяющим ядерные боеприпасы, а также танковым, мотострелковым войскам и ВДВ.
По мере осознания мировым сообществом катастрофических последствий возможной мировой ядерной войны в 1970–1980-х гг. стала преобладать тенденция ведения длительных военных действий с применением только обычного оружия и переходом к ограниченному по задачам применению ядерного оружия уже в ходе войны. Возникли новые формы стратегических действий: стратегические наступательные и стратегические оборонительные операции на континентальных ТВД; стратегические операции по отражению воздушно-космического нападения. С развитием авиации, появлением аэромобильных формирований и дальнобойного высокоточного оружия были созданы предпосылки для расширения зоны одновременного воздействия на противника. На рубеже 21 в. российское военное искусство развивается с учётом совершенствования средств вооружённой борьбы и военного искусства зарубежных государств, опыта локальных войн и вооружённых конфликтов, возможностей экономики страны и складывающейся военно-политической обстановки в мире. Свёртывание в начале 1990-х гг. военных структур Организации Варшавского договора потребовало организации обороны страны в пределах её государственных границ, уточнения основных положений стратегии, оперативного искусства и тактики, характера и содержания военного строительства и строительства ВС РФ. Военной доктриной РФ на первый план выдвигаются 2 взаимосвязанные задачи: недопущение войны и готовность дать отпор агрессору, если она будет развязана. Основными видами стратегических действий становятся стратегическая оборона и контрнаступление. В оперативном искусстве особое внимание обращается на разработку активных форм и способов ведения оборонительных операций, при этом главная роль отводится контрударам, встречным сражениям, манёвру войсками и огнём. Разрабатываются приёмы и способы отражения массированных ударов средств воздушного нападения противника, способы борьбы с его высокоточными средствами поражения, прорабатываются меры и пути обеспечения устойчивости противотанковой, противовертолётной и противодесантной обороны. Решение задачи разгрома сил вторгшегося агрессора предполагается проведением контрнаступательных операций. Практически заново разрабатывается теория ведения специальных (контртеррористических) операций для борьбы с вооружёнными формированиями, использующими тактику партизанской борьбы, либо малых по численности, но хорошо оснащённых контингентов войск.
Военное искусство основных зарубежных государств, входящих в блок НАТО, развивается с учётом коалиционной стратегии. В ходе его эволюции война рассматривалась вначале как всеобщая ядерная (до 2-й половине 1950-х гг.), а с 1960-х гг. в теоретических разработках появились положения о вероятности большой войны с применением только обычного оружия. В НАТО (начало 1990-х гг.) в качестве коалиционной военной доктрины принята «Новая стратегическая концепция Союза». Она предполагает политический подход к обеспечению коллективной безопасности, который будет приобретать всё возрастающее значение. В то же время сохранение ядерного оружия в роли «сдерживающего фактора» и военное присутствие за пределами национальных границ остаются в неизменном виде. Новая стратегическая концепция объявлена оборонительной, однако сделанный в ней акцент на развитие ракетно-ядерных средств, создание крупных высокомобильных формирований показывают, что перспективная структура Объединённых вооружённых сил НАТО не исключает ведение и наступательных действий.