Оперативное искусство
Операти́вное иску́сство, составная часть военного искусства, посвящена теории и практике подготовки и ведения военных (боевых) действий (операций, сражений, боевых действий, ударов, манёвра) объединениями видов Вооружённых Сил РФ (ВС РФ) и оперативно-стратегическими объединениями.
В структуре военной науки РФ оперативное искусство подчинено стратегии и, в свою очередь, определяет задачи и направления развития тактики. Современное оперативное искусство – это система теоретических знаний и практических рекомендаций по подготовке и ведению различных форм военных действий объединениями (группировками войск, сил) на театре военных действий (ТВД), стратегическом, операционном направлениях. Оперативное искусство имеет свои объект и предмет исследования (применения). Объект оперативного искусства – военные (боевые) действия объединений, группировок войск и сил в ходе войны (вооружённого конфликта), а также при выполнении ими отдельных задач в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии. Предметом оперативного искусства являются теория и практика подготовки и ведения операций и других форм военных действий на ТВД, стратегическом или операционном направлении, осуществляемых группировками войск (сил), объединениями; предназначение и оперативные возможности объединений видов и родов войск ВС, других войск РФ, мероприятия по поддержанию их в высокой боевой готовности.
Теория оперативного искусства – это система научных знаний о закономерностях, принципах, характере, содержании, способах подготовки и ведения операций и других форм военных действий, осуществляемых группировками войск (сил), объединениями различных видов, родов войск ВС, а также формирований других войск РФ. Кроме того, она включает положения по основам боевой и мобилизационной готовности войск (сил), их перегруппировок (перебазирования), организации взаимодействия и управления войсками (силами) в операциях (боевых действиях). Основными задачами теории оперативного искусства являются: исследование закономерностей и принципов оперативного искусства, классификации, содержания и характера современных операций и других форм оперативного применения объединений (группировок войск (сил) с учётом опыта войн и изменений в социально-политической, экономической и военной (военно-технической) областях; изыскание и разработка эффективных способов подготовки и ведения операций и других форм военных действий; разработка мероприятий по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности объединений, а также направлений их дальнейшего развития; совершенствование методов организации взаимодействия, всестороннего обеспечения войск (сил) и управления ими. В число задач входят также: определение и разработка оперативных требований к организационно-штатной структуре и вооружению соединений и боевому составу объединений в целях повышения их боевых (оперативных) возможностей; выработка рекомендаций по оперативному оборудованию стратегических (операционных) направлений; исследование и учёт взглядов вероятного противника по подготовке и ведению военных действий, состояния и направлений развития организационной структуры и вооружения его войск (сил).
Практика оперативного искусства – это творческая деятельность командующих, штабов, других органов управления и войск (сил) объединений по наиболее полной реализации теоретических положений при подготовке и ведении ими различных форм военных действий, а также решении других задач в мирное и военное время. Основными задачами в этой части являются: поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности войск (сил); изучение и учёт возможностей войск вероятного противника, способов развязывания им агрессии и ведения боевых действий; заблаговременная и непосредственная подготовка первых операций по отражению вторжения противника; осуществление перегруппировок объединений (соединений); принятие обоснованных решений, постановка боевых задач, планирование и практическая подготовка последующих операций (боевых действий) в конкретных условиях обстановки, сложившейся в ходе войны (вооружённого конфликта); управление войсками в ходе операций (боевых действий, действий); организация и поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения войск (сил); изучение и обобщение боевого опыта и др. Оперативное искусство в РФ на современном этапе составляют: общие основы оперативного искусства; общевойсковое оперативное искусство (оперативное искусство Сухопутных войск); оперативное искусство Воздушно-космических сил; оперативное искусство Военно-Морского Флота; оперативное искусство Ракетных войск стратегического назначения; теория и практика боевого применения Воздушно-десантных войск; теория и практика боевого применения других войск РФ (войск национальной гвардии РФ); теория и практика всестороннего обеспечения. Структура оперативного искусства развивается в соответствии с изменением средств вооружённой борьбы, развитием видов ВС, появлением новых родов войск и специальных войск. Общие основы оперативного искусства рассматривают общетеоретические положения (для всех видов и родов войск ВС РФ, других войск РФ). Они включают: содержание важнейших категорий, общие задачи теории и практики оперативного искусства; закономерности и принципы ведения военных действий; классификацию современных форм применения объединений и группировок войск (сил), их роль, место и задачи в вооружённой борьбе; основы управления войсками (силами), организации и поддержания взаимодействия и всестороннего обеспечения. Оперативное искусство каждого вида Вооружённых Сил рассматривает вопросы теории и практики подготовки и ведения операций и других форм военных действий объединениями вида ВС, особенности их применения в совместных операциях (боевых действиях), проводимых при решающей роли другого вида ВС. Теория и практика применения сил и средств материально-технического обеспечения ВС, теория и практика применения сил и средств родов войск центрального подчинения, других формирований, а также сил и средств всех видов обеспечения в операциях (боевых действиях) исследуют задачи, принципы и формы их применения; содержание и последовательность работы командующих и штабов при подготовке и в ходе их применения, способы действий при выполнении ими различных задач, перспективы развития и др.
В военной теории западных государств, в частности, США, оперативное искусство как самостоятельный подраздел искусства военного не выделялось до середины 1980-х гг., вместо него использовались термины «большая тактика» или «малая стратегия». Впервые элементы оперативного искусства появились в официальных документах вооружённых сил США (ВС США) с изданием новой редакции полевого устава сухопутных войск FM 100-5 «Основы ведения операций (боевых действий)», в котором были определены три уровня военных (боевых) действий – тактический, оперативный и стратегический.