Добржанская Любовь Ивановна
Добржа́нская Любо́вь Ива́новна [24.12.1908(6.1.1909), по другим сведениям, 1906, Киев – 3.11.1980, Москва], российская актриса, народная артистка СССР (1965).
В 1924 г. окончила студию при Русском драматическом театре в Киеве и вступила в труппу этого театра. В 1933 г. стала первой исполнительницей роли Комиссара в «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского (1-я редакция). Участвовала в гастрольных спектаклях П. Н. Орленева (в ансамбле с ним играла Дуню в «Преступлении и наказании» по Ф. М. Достоевскому, царицу Ирину в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А. К. Толстого и др.) и С. Л. Кузнецова. С 1934 г. в Центральном театре Красной армии (с 1993 Центральный театр Российской армии). Игра Добржанской отличалась разнообразием красок, скрупулёзно выверенным острым сценическим рисунком.
Событиями театральной жизни стали роли Катарины («Укрощение строптивой» У. Шекспира) и Шуры Азаровой («Давным-давно» А. К. Гладкова). Среди других ролей: Татьяна, Рашель («Мещане», «Васса Железнова» М. Горького), леди Гамильтон («Флаг адмирала» А. П. Штейна, Государственная премия СССР, 1950), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), миссис Уоррен («Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Василуца, тётушка Руца («Каса маре», «Птицы нашей молодости» И. Друцэ) и др. Участвовала в спектаклях Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (Толгонай – «Материнское поле» по Ч. Айтматову), московского театра «Современник» (Айша-Апа – «Восхождение на Фудзияму» Айтматова и К. Мухамеджанова, Старуха – «Эшелон» М. М. Рощина). Дебютировала в кино в 1952 г. в фильме-спектакле «Учитель танцев» (Фелисиана), создав образ, полный юмора, изящества и внутренней силы. Психологическая достоверность отличала работы Добржанской в фильме «Берегись автомобиля», телевизионном фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Подлинным открытием стала трагикомическая роль Бабуленьки в экранизации романа Достоевского «Игрок». Глубокое драматическое дарование Добржанской раскрылось в фильме А. В. Эфроса «В четверг и больше никогда».