Чурсина Людмила Алексеевна
Чурсина́ Людми́ла Алексе́евна (род. 20.7.1941, Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан), российская актриса, народная артистка СССР (1981).
Отец – военный, мать – медицинский работник.
В 1963 г. окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина; мастерская Л. М. Шихматова).
В 1963–1965 гг. в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, в 1974–1984 гг. в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина [ныне Национальный драматический театр России (Александринский театр)].
С 1984 г. в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской Армии). Среди ролей: Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому, 1984), леди Макбет («Макбет» У. Шекспира, 1986), Мария Фёдоровна («Павел I» Д. С. Мережковского, 1989), Ив («Боже, храни короля!» С. Моэма, 1990), баронесса Штраль («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1992), Стефани Абрахамс («Дуэт для солистки» Т. Кемпински, 2000), Странница («Та, которую не ждут...» по пьесе «Утренняя фея» А. Касоны, 2009), королева Элинор Аквитанская («Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена, 2011), Лив Штайн («Игра на клавишах души» Н. Харатишвили, 2013), Анна Петровна Войницева («Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова, 2016), Кэрол Рэйнольдс («Два билета в Милан» по пьесе «Последняя любовь» Дж. ДиПьетро, 2021).
Играла в антрепризных спектаклях: «Идеальный муж» О. Уайльда (леди Маркби; проект «Театральный марафон», 2010), «Императрица» Е. А. Греминой (Екатерина Великая; Гильдия актёров и театральная мастерская «Русская школа», 2012), «Супруги Каренины» Р. А. Сироты по главам романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого (Московская драматическая труппа «Блуждающие звёзды», 2017; диплом III Международного театрального фестиваля «Перекрёсток» за высокое служение театру, Друскининкай, Литва, 2017).
Одна из первых ролей в кино – Зоя («Когда деревья были большими», 1961). Успех пришёл после трагической роли казачки Дарьи в фильме «Донская повесть» (1964). В дальнейшем наибольшие удачи связаны с исполнением драматических ролей сильных и страстных натур: Инка-эстонка («Два билета на дневной сеанс», 1966), Виринея («Виринея»), Марфа («Журавушка», премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль, 1969), Анфиса (телефильм «Угрюм-река»; все – 1968), Олеся («Олеся», 1970), Любовь Яровая («Любовь Яровая»,1970; премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1971).
Со временем изменив амплуа и манеру игры, перешла на лирико-интеллектуальные роли в кино и на ТВ: «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (Ксения Троицкая), Ханна («Схватка»; обе – 1972), Татьяна Власенкова («Открытая книга», 1973), настоятельница католического монашеского ордена («Дневник Карлоса Эспинолы», 1976), императрица Екатерина I («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976), Анастасия Дорошина («Личное счастье»), Ольга Бурцева («Собственное мнение»), Анна Егоровна Лукьянёнок («И это всё о нём», все – 1977), Клавдия («Гонка с преследованием»,1979), Екатерина («Долгая дорога в дюнах», 1980), Нина («Помнить или забыть»), Ксения («Факты минувшего дня», обе – 1981), Светлана Фёдоровна Полякова («Досье человека в "Мерседесе"», 1986; премия КГБ СССР, 1987), Вероника Антоновна Былова («Следствие ведут знатоки. Бумеранг», 1987), Нина Григорьевна и графиня («Графиня»), Ирина («Умирать не страшно», обе – 1991), мать Сергея Реброва («Кодекс бесчестия», 1993), Наталья Михайловна («Хаги-Траггер», 1994), Кора Ландау («Мой муж – гений», 2008), Ада («Бабушка Ада»), Эдит Береш («Осенние цветы», обе – 2009; приз XII Международного кинофестиваля в Бердянске «Бригантина» за лучшую женскую роль, 2009), Марина Александровна («Интерны», 2010–2016), Галина Помазан («Охота на гауляйтера», 2012), Алиса Ланская («До смерти красива»), Алла Дмитриевна («Людмила», обе – 2013), Регина Ивановна Синельникова («Так не бывает», 2018), Татьяна Васильевна («Призраки Замоскворечья», 2019).
Снималась в фильмах-спектаклях «Прощай, оружие!» (Кэтрин Баркли, 1970), «Такой странный вечер в узком семейном кругу» (Дина Александровна, 1985), «Белые розы, розовые слоны» (Молли Иган, 1987) и др.
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству» (2012).
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Театральное искусство» (2016).
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждена орденами Дружбы народов (1989), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000), Почёта (2011).