Свободный порт
Свобо́дный порт [свободная (вольная) гавань, англ. free port; порто-франко, итал. porto franco], ограниченная портовая территория, на которой установлен режим свободного ввоза и вывоза товаров, их выгрузки, перегрузки и переупаковки, совершения с ними других сопутствующих операций без уплаты таможенных пошлин и налогов, применяемых при внешнеторговых операциях, и без выполнения иных установленных законом таможенных формальностей. Свободный порт в его классическом понимании (в качестве свободной торговой зоны) обычно включают в более широкое по содержанию понятие особых (специальных, свободных) экономических зон, рассматривают в качестве разновидности последних. В современной мировой практике свободные торговые зоны могут создаваться в транспортных и логистических центрах, обслуживаемых не только водным (морским и речным), но и авиационным и иными видами транспорта. Во многих международных аэропортах для пассажиров функционируют зоны беспошлинной розничной продажи товаров (англ. duty free).
С точки зрения таможенного законодательства государств или их таможенных союзов свободный порт признаётся свободной таможенной зоной. Её статус зафиксирован в тексте Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотской конвенции) от 18 мая 1973 г.: свободная зона – часть территории страны, в пределах которой помещённые туда товары обычно рассматриваются как находящиеся за пределами таможенной территории в отношении ввозных пошлин и налогов.
Согласно некоторым сохранившимся до наших дней упоминаниям, свободные порты функционировали ещё в Древнем мире: в финикийском городе Тире и на греческом острове Делос. В 16–18 вв., после Великих географических открытий и по мере интенсивного развития международных торговых отношений режим порто-франко периодически устанавливался в гаванях западноевропейских стран. Известны примеры организации свободных портов в средиземноморских городах – Ливорно, Генуе, Венеции, Анконе, Мессине, Марселе, Гибралтаре, Порт-Маоне. В 19 и в первые десятилетия 20 вв. свободные гавани в разные периоды времени учреждались и функционировали в Германии (Гамбург, Бремен, Нойфарвассер, Штеттин, Данциг, Эмден, Альтона, Кёнигсберг, Фленсбург, Киль), Австро-Венгрии (Триест, Фиуме), Дании (Копенгаген), Швеции (Гётеборг, Мальмё, Стокгольм), Испании (Кадис, Барселона, Бильбао). Вне Европы свободные порты существовали в британских колониальных владениях, расположенных в различных регионах мира (Аден, Сингапур, Джорджтаун, Малакка, Гонконг).
В Российской империи c 1856–1860 гг. и до 1900 г. разрешалась беспошлинная торговля иностранными товарами во всех портах Приамурского края и Приморской области Восточной Сибири, с 1869 г. – в портах Охотского моря. В СССР в 1920-е гг. также функционировала свободная гавань в порту Владивостока – для внешнеторговых операций с товарами, направляемыми транзитом из-за границы в Маньчжурию и поступающими из Маньчжурии и направляемыми транзитом за границу СССР.
В США первые свободные торговые зоны, названные в федеральном законе 1934 г. зонами внешней торговли, создавались, как правило, около или на территории портов и аэропортов [в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Гонолулу, Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Маягуэс (неинкорпорированная организованная территория Пуэрто-Рико под управлением США)]. Всего к началу 2020-х гг. насчитывалось более 230 подобных зон. В 1950 и в 1991 гг. в американское законодательство были внесены изменения, благодаря которым в случае учреждения т. н. специализированных субзон освобождение от норм таможенного регулирования и льготный режим хозяйственной деятельности стали предоставляться не только для внешнеторговых и сопутствующих им операций (складирования, сортировки, упаковки и перевалки товаров), но и для организации переработки ввозимых товаров, сборки готовой продукции из импортируемых материалов и комплектующих, поэтому указанные специализированные зоны фактически становились производственными особыми (специальными) экономическими зонами.
Современными примерами использования режима порто-франко в западноевропейских странах являются свободные гавани в Бремерхафене и Куксхафене (Германия), Копенгагене (Дания).
В КНР начиная с 1980-х гг. создаются специальные экономические зоны различных типов, в которых предоставляются в том числе таможенные и административные льготы для внешнеторговых операций, совершаемых в портах КНР. В 1990 г. открыта первая специализированная зона свободной торговли на территории района Пудун вблизи Шанхая, предназначенная для облегчения экспортно-импортных, а также сопутствующих им операций (хранение, упаковка, обработка, страхование грузов). В 2013 г. в Шанхае в соответствии с новой нормативно-правовой базой была учреждена экспериментальная (пилотная) зона свободной торговли следующего поколения , включающая логистические парки в глубоководном порту Яншань и международном аэропорту Пудун. Впоследствии количество таких свободных торговых зон увеличилось до 21, в совокупности они охватили 51 город страны (по состоянию на 2023). Благодаря принимаемым мерам облегчения и поощрения внешнеэкономических операций «интеллектуальный» морской порт Циндао в свободной торговой зоне Шаньдун к 2022 г. стал, по оценкам экспертов ЮНКТАД, наиболее эффективным и занял 5-е место в мире по объёму перевалки контейнеров (The Role of China’s Pilot Free Trade Zones...). В то же время, несмотря на их формальное название, функциональное назначение свободных торговых зон Китая выходит далеко за рамки содействия внешней торговле и включает стимулирование различных форм предпринимательской деятельности, материального производства и инвестиций.
В Панаме в 1948 г. у входа в Панамский канал рядом с главным торговым портом страны Колон была учреждена свободная торговая зона Колон. Ввоз в неё товаров, их хранение, доработка, переупаковка и реэкспорт осуществляются без взимания таможенных пошлин, налогов и иных выплат в пользу государства. Свободные зоны функционируют в ОАЭ, например с 1985 г. свободная экономическая зона Джебель Али (JAFZA), расположенная рядом с крупнейшим на Ближнем Востоке искусственным глубоководным портом Джебель-Али недалеко от международного аэропорта Аль-Мактум (эмират Дубай). Одно из направлений специализации данной зоны – международные логистические операции.
В РФ в соответствии с Федеральным законом № 212 от 13 июля 2015 г. «О свободном порте Владивосток», другими законами и нормативными актами режим свободного порта Владивосток (СПВ) был установлен в 22 муниципальных образованиях, расположенных в 5 дальневосточных субъектах федерации (по состоянию на апрель 2024). Наряду с таможенными преференциями для резидентов указанной зоны установлен особый льготный режим налогового и административного регулирования. Данный режим распространяется не только на внешнеторговые операции, как в классических свободных гаванях, но и на другие разрешённые законодательством для резидентов СПВ виды предпринимательской и инвестиционной деятельности, включая производственную, поэтому по своему содержанию режим СПВ приближается к режиму, устанавливаемому в рамках многофункциональных особых (специальных) экономических зон.
Кроме СПВ, в России функционируют 2 портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) – «Ульяновск» (с 2009, находится недалеко от международного аэропорта и железной дороги) и «Оля» (с 2020, на территории развивающегося с 1990-х гг. порта на Каспийском море), созданные в соответствии с Федеральным законом № 116 от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Создание этих зон, как и СПВ, имело своей целью не только стимулирование транспортных и логистических операций, но и организацию на их территориях материального производства, центров предоставления услуг для бизнеса. Резиденты ПОЭЗ пользуются преимуществами свободной таможенной зоны и получают налоговые льготы и упрощение административного регулирования.