Морской транспорт
Морско́й тра́нспорт, обеспечивает перевозку грузов и пассажиров по морю. Морской транспорт производит морские перевозки между странами и континентами, в пределах одной страны (каботаж), а также часть перевозок, осуществляемых с заходом в устья больших рек. В мировом товарообороте морской транспорт – основной вид транспорта, его роль возрастает с увеличением мирового промышленного и сельско-хозяйственного производства. Примерно 85 % всех морских перевозок грузов составляет энергетическое и промышленное сырьё, при этом около половины приходится на нефть, уголь, газ. По оценкам (2010), доля различных грузов от общего объёма морских перевозок составляет (%): сырьё и нефтепродукты – 44, крупные навалочные грузы – 24,2 (в том числе железная руда 8,5, уголь – 1,6, зерно – 4, боксит/глинозём – 1, фосфорит – 5,3), мелкие навалочные грузы – 14,3, генеральные грузы – 14,7, сжиженный газ: природный – 1,9, нефтяной – 0,9.
Грузовые перевозки. Состав мирового грузового транспортного флота на начало 21 в. характеризуется следующими значениями количества судов (единицы) и дедвейта (приблизительно в % от суммарного водоизмещения): танкеры – 7195/39; навалочные суда (балкеры) – 5763/37,5; универсальные сухогрузные суда – 13652/10; контейнеровозы – 2437/8,3; газовозы – 1058/2,2; нефтерудовозы – 215/2,1; специализированные суда – 1121/1,2; химовозы – 1321/1; ролкеры (ро-ро) – 1134/0,94. Размеры судов всех типов оптимизированы с учётом прохода через каналы и минимизации фрахтовых сборов. Формально (благодаря упрощению порядка регистрации морских судов, льготам при налогообложении и др.) наиболее крупными владельцами (по флагу) являются: Панама (около 20 % от общего количества судов), Либерия (11 %), Мальта (5,9 %), Греция (5,8 %), тогда как доля ведущих морских держав невелика – Китай – 2,9 %, Япония – 2,8 %, США – 1,7 %, Великобритания – 1,4 %, Германия – 1 %, Россия – 1 %.
Согласно статистике, с конца 20 в. интенсивно развиваются контейнерные перевозки грузов, соответственно наблюдается сокращение доли в грузоперевозках универсальных сухогрузных судов, специализированных судов и ролкеров (за исключением автомобилевозов). Судоходство с использованием контейнеровозов организуется по фидерному принципу – магистральные суда (большой грузоподъёмности) работают между крупными терминалами [порты в Роттердаме, Сингапуре, Гонконге (Сянгань), Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и др.], а доставка потребителю осуществляется небольшими, т. н. фидерными контейнеровозами. Одни из самых сложных судов мирового транспортного флота – газовозы. По типу перевозимых газов они подразделяются на газовозы LPG (Liquefied Petroleum Gas) для перевозки сжиженных нефтяных газов под давлением и LNG (Liquefied Natural Gas) для перевозки сжиженного природного газа при температуре –162 °C. Дедвейт газовозов LPG составляет около 5 тыс. т, дедвейт LNG – 70–80 тыс. т.
Пассажирские перевозки. Основную долю пассажирского флота составляют автомобильно-пассажирские паромы (около 60 % общего количества находящихся в эксплуатации судов). Каждый паром имеет свои индивидуальные особенности в зависимости от района эксплуатации. Пассажировместимость паромов колеблется от 375 до 2,5 тыс. человек (обычно сидячие места), число перевозимых автомобилей меняется от нескольких десятков до нескольких сотен. Скорость паромов – от 16,5 до 40,5 узла (30–75 км/ч). Большое развитие в последние годы получили скоростные пассажирские суда, в основном скоростные катамараны и скоростные однокорпусные суда.
Пассажирские суда для туристических путешествий продолжительностью от 10 сут до 3 месяцев и с заходом в различные порты называются круизными. Круизный флот классифицируют в зависимости от района эксплуатации (Средиземноморского бассейна; Балтийского моря и Северной Европы; Карибского бассейна; Тихого океана), также есть суда неограниченного района (например, Средиземное море – Австралия). В Средиземноморье и в Тихоокеанском регионе используются суда вместимостью от 200 до 800 человек. Самые крупные круизные суда эксплуатируются в бассейне Карибского моря (40 % из них имеют вместимость более 2 тыс. человек). Круизные суда отличаются высоким уровнем комфортности и обслуживания. Размер крупных круизных судов превышает 70 тыс. регистровых тонн, вместимость до 3–4 тыс. пассажиров, экипаж более 1 тыс. человек.