Порт
Порт (франц. port, от лат. porta – вход, ворота), участок берега (моря, озера, водохранилища или реки) с прилегающим водным пространством, обычно защищённый от воздействия волн и оборудованный для стоянки и обслуживания судов. Современный порт – транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих безопасную стоянку судов; быструю и удобную передачу грузов и пересадку пассажиров с сухопутного транспорта на суда или с судов на другие виды транспорта; хранение, подготовку и комплектацию грузов. В порту осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-складские операции с грузами, буксировка, маневрирование и ремонт судов, в том числе снабжение топливом, сбор и очистка судовых льяльных (нефтесодержащих) вод, водолазные работы и пр.
Классификация портов
Порты классифицируют по принадлежности и назначению, географическому положению, грузо- и судообороту, способам обеспечения заданных глубин, видам услуг и другим технико-экономическим критериям.
По принадлежности различают порты гражданские и военные – обслуживающие военно-морской флот. Гражданские порты, в свою очередь, делят на морские торговые, речные и порты, имеющие в качестве основного нетранспортное назначение: промысловые (преимущественно рыбные), порты-убежища, бункеровочные, а также порты, обслуживающие отдельные промышленные предприятия, спортивные и прогулочные суда и др.
Морской торговый порт
Морской торговый порт обеспечивает вход, выход и постановку судов к причалу, погрузочно-разгрузочные и пассажирские операции, хранение грузов, перевалку их на другие виды транспорта и пр. Такие порты могут быть общего назначения, где производится обработка различных судов и грузов на одних и тех же причалах, и специализированные, выполняющие операции с однородными грузами (лес, уголь, руда, нефтепродукты и т. д.). Крупные отечественные и зарубежные порты, как правило, являются портами общего назначения. Морские порты располагаются в естественных бухтах, полностью или частично защищённых от волнения, на открытом морском побережье, на взморье (в удалении от берега), в руслах и устьях судоходных рек, на искусственных каналах, в лагунах и лиманах.
Речной порт
Речные порты устраивают на судоходных реках, каналах или водохранилищах; в них суда подходят к сооружаемым вдоль берега причалам либо к плавучим пристаням – дебаркадерам. В зависимости от вида производимых операций речные порты делятся на грузовые (выполняют операции по погрузке и выгрузке грузов), пассажирские (операции связаны с отправлением и прибытием пассажиров и приёмом и выдачей багажа) и грузо-пассажирские (операции связаны как с пассажирскими, так и с грузовыми перевозками). Для большинства крупных речных портов в число основных задач входят также добыча, обогащение, перевозка, складирование и реализация общераспространённых полезных ископаемых (песчано-гравийных материалов и др.), добываемых в подводных или прибрежных карьерах. Морской и речной порт часто совмещают в одном пункте (например, порты в Санкт-Петербурге, Александрии и др.); при этом требуется перевалка грузов с морских на речные суда и наоборот.
Крупные речные порты неразрывно связаны с городами. Современные принципы портостроения предусматривают гармоничное сочетание интересов порта и города: основные промышленные районы с экологически опасными грузами выносят за городскую черту, а участки берега, примыкающие к городским кварталам, отдают для устройства парадных набережных, парков, спортивных и бальнеологических зон. На городских участках берега оставляют лишь пассажирские причалы, а также, при необходимости, экологически безопасные причалы штучных грузов. Между портом и городом предусматривают устройство зелёной санитарно-защитной зоны.
Рыбный порт
Рыбный порт служит базой для обслуживания промыслового флота; в нём осуществляется переработка рыбной продукции, обеспечивается стоянка судов в период между промыслами (т. н. межпутинный отстой судов), между рейсами. Кроме средств механизации для погрузочно-разгрузочных операций, рыбный порт оборудуется складами-холодильниками, заводами для хранения и переработки рыбной продукции и т. п.
Порт-убежище
Порты-убежища предназначены для укрытия судов, которые во время шторма по своим мореходным качествам или техническому состоянию не могут находиться в открытом море и не связаны с производством грузовых и пассажирских операций.
Бункеровочный порт
Бункеровочные порты, часто называемые морскими станциями, размещаются на основных морских путях и служат для обеспечения проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием, для осуществления мелкого ремонта и др.
По транспортному значению различают порты: мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлы мощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно; международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные, посещаемые преимущественно судами каботажного плавания или служащие укрытиями для мелких судов. В порту, открытом для захода иностранных судов и судов загранплавания, осуществляются пограничный, таможенный и другие виды контроля.
Общие характеристики порта
К основным элементам порта относятся акватория и территория (береговая часть), водные и сухопутные подходы, гидротехнические сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные; судоподъёмные и судоремонтные), средства навигационного оборудования и др.
Акватория порта
Акватория морского порта состоит из внешних рейдов и внутренней акватории. Глубина и размеры акватории должны обеспечивать свободное движение судов. В целях безопасности плавания акваторию порта оборудуют необходимыми навигационными знаками и сооружениями; при необходимости (в зависимости от природных условий) защищают от волн, льда, наносов и других воздействий оградительными сооружениями – молами и волноломами. Рейды, укрытые от сильного волнения, используют для якорной стоянки судов в ожидании захода в порт, постановки к причалам или выполнения различных операций, в том числе перегрузочных, с помощью вспомогательного флота. Часто рейды оборудуют специальными устройствами – причальными бочками, установленными на т. н. мёртвых якорях, или швартовными палами, представляющими собой отдельные свайные или гравитационные сооружения для крепления судов. Внутри ограждённой акватории порта располагают внутренние рейды, за пределами оградительных сооружений или в полуоткрытых бухтах вблизи от входа в порт – внешние рейды. Суда, стоящие на внешнем рейде, не должны затруднять движение и маневрирование входящих в порт и выходящих из него судов. Внешние рейды и подходы к ним должны быть безопасны и удобны для судоходства в течение всего навигционного периода.
В состав внутренней акватории входят также гавани и портовые бассейны (ковши) – т. н. оперативная часть, непосредственно примыкающая к причальным сооружениям. Во многих морских портах часть внутренней акватории, удалённая от оперативной, отводится для организации судоремонтной базы.
Территория порта
Территория порта – обустроенный земельный участок (или несколько участков), на котором проложены сухопутные подходы к порту (автомобильные дороги, железнодорожные пути, коммуникации и инженерные сети). Часть территории порта, примыкающую к акватории, называют прикордонной; здесь располагаются причальные сооружения, перегрузочные машины и оборудование, т. н. прикордонные железнодорожные пути и автомобильные проезды, открытые складские площадки для кратковременного хранения грузов. В тыловой части территории порта обычно размещают склады долгосрочного хранения грузов, подсобные предприятия, служебные и административные здания и т. п.
В состав основного портового оборудования входят: перегрузочные устройства и механизмы цикличного действия (портальные, гусеничные, козловые и мостовые краны, вагоноопрокидыватели) и непрерывного действия (передвижные и стационарные транспортёры, пневматические и гидравлические установки и насосные станции); устройства для снабжения судов топливом; энергосиловые установки; системы освещения и связи; противопожарные устройства и т. д.
Пассажирский порт включает пассажирский вокзал, пассажирские причалы с примыкающей территорией и привокзальную площадь.
Водные подходы к порту могут быть естественными – в виде участков моря или реки, отмеченных знаками судоходной обстановки, или искусственными – в виде устроенных путём дноуглубления подходных каналов. Длина подходных каналов может измеряться десятками и сотнями километров. Водные подходы оснащаются средствами навигационного оборудования, включающими специальные сооружения, конструкции, технические устройства и системы, предназначенные для ориентирования или определения местонахождения судна, а также для ограждения установленных путей движения судов и мест, представляющих опасность для мореплавания.
Краткая историческая справка
Возникновение порта относится к глубокой древности. Первоначально стоянками судов служили естественно защищённые от волнения места (залив, губа, устье реки, прикрытый островом берег). По мере развития торговли и судоходства возникла необходимость в возведении причальных и оградительных сооружений; этим было положено начало портостроению. Первые порты появились в Средиземном море примерно в 4-м тыс. до н. э. Известно о существовании морского порта у г. Месара, на о. Крит (3400 до н. э.), двух больших портов у городов Сидон и Тир. В период Римской империи основаны порты на о-вах Сицилия и Сардиния. Обширным портом (с внешними и внутренними бассейнами) обладал Карфаген. Одним из крупнейших римских портов был порт Остия, сооружённый в устье реки Тибр. В средние века развитию портостроения способствовали Великие географические открытия, расширение торговли и судоходства, сосредоточение большого количества грузов в портовых пунктах на морских побережьях. Созданы крупные порты в Нидерландах, Испании, позднее в Англии. В России первым морским портом считается Архангельский, построенный в 1584 г. (год основания Архангельска).
Среди современных портов самые крупные в мире по количеству перегружаемых грузов – Шанхай и Роттердам.