Речной транспорт
Речно́й тра́нспорт, вид водного транспорта, осуществляющий перемещение пассажиров и грузов преимущественно по внутренним водным путям, включая реки, озёра, каналы, водохранилища и др.
Виды речного транспорта
Речной транспорт может быть самоходным и несамоходным, подразделяется на транспортный, технический и вспомогательный. По типу двигателя самоходные суда делятся на паровые, дизельные и дизель-электрические. По типу используемого движителя они делятся на винтовые, гребные, водомётные и на воздушной подушке. Баржи, лихтеры, большие гребные лодки и другие суда относятся к несамоходному виду речного транспорта.
К транспортным судам относятся пассажирские и сухогрузные суда, танкеры, толкачи и буксиры. Пассажирский флот имеет местные и транзитные суда. Сухогрузные суда используются для перевозки таких грузов, как песок, щебень, гравий и др. Танкеры используются для перевозки жидких грузов, таких как нефть и нефтепродукты. С 1968 г. используются комбинированные нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтью, а в другом – навалочными грузами.
Технический речной транспорт оснащается дноуглубительным оборудованием и используется для выполнения различных видов русловых работ. Обслуживающие суда (моторизированные завозни, грунтоотводная шаланда) используются для сервиса речного флота.
К вспомогательным судам речного транспорта относятся дебаркадеры, сторожевые, аварийно-спасательные и пожарные катера, складские, портовые, служебные и ремонтные суда, паромы, плавучие краны, земснаряды (драгеры), буксиры и др. Буксиры, аварийно-спасательные и пожарные катера используются для обслуживания водного транспорта и речных портов. Земснаряды используются для добычи и загрузки строительных материалов нерудного происхождения. К ним относятся землесосные дноуглубительные снаряды, одночерпаковые грейферные суда, скалодробильные снаряды, используемые на проблемных грунтах. Ледоколы облегчают эксплуатацию судов в ледовых условиях.
Несмотря на сезонную работу, речной транспорт имеет многочисленные преимущества по сравнению с другими видами перевозок. Так, например, затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8–10 раз меньше соответствующих затрат на устройство железных дорог. Себестоимость перевозок по магистральным рекам на 35 % ниже железнодорожных и на 67–80 % ниже автомобильных.
Развитие речного транспорта в России
Уже в 9 в. использовались речные суда для торговли по рекам Дон и Волга, а также по Каспийскому морю. Суда шли по Волховско-Днепровскому пути, соединявшему Балтийское море с Чёрным по пути «из варяг в греки».
В 16 в. грузоподъёмность речных судов на реке Волга достигла 250–300 т. Дальнейшее развитие речного флота произошло при Петре I (17–18 вв.). Были изданы государственные акты по наблюдению за техническим состоянием судов, а также установлены стандартные типы речных судов. 2(12) февраля 1700 г. вышла «Жалованная грамота Гостям Бажениным на заведеніе пильной мельницы и корабельного строения»; 20(30) января 1705 г. – «О флагах на торговых речных судах»; 25 июля (5 августа) 1712 г. – «Об отдаче Надворному Советнику Рагузинскому мачтовых дерев на откуп, согласно с заключенным с ним в Адмиралтейском приказе контрактом»; 28 декабря 1714 г. (8 января 1715) – «О делании морским промышленникам, вместо ладей и кочей, гальотов и других новоманерных судов»; 17(28) ноября 1715 г. – «О неделании в Санктпетербургской, Московской, Казанской и Нижегородской Губерниях судов со скобами»; 28 декабря 1715 г. (8 января 1716) – «О делании Архангелогородским морским промышленникам галиотов, гукаров, катов и флет»; 31 декабря 1717 г. (11 января 1718) – «О нестроении купецким людям, кроме Эверсов, никаких судов, под опасением штрафа»; 12(23) апреля 1718 г. – «О содержании разданных обывателям парусных и гребных судов в исправности и чистоте, о построении на место оных по тому же образцу новых, о выезде всем на оных судах, по данному сигналу, для обучения Навигации и о наблюдении Комисарам за исправностью содержания судов частными обывателями»; 2(13) июля 1718 г. – «О нехождении никому с Сентября месяца на карбусах и на лодьях, и о неделании оных вновь»; 12(23) октября 1719 г. – «О позволении известным промышленникам возить известь на карбусах», и, наконец,11(22) января 1723 г. вышел указ «О судовом строении и куда оным ход иметь», который распространялся на строительство судов по всей Российской империи.
В 19 в. произошёл переход от страховой классификации по типу и возрасту судов к технически обоснованной классификации судов, согласно конструктивным характеристикам, прочности, технической исправности и соответствию району плавания. В 1896 г. созданы такие структуры, как Рыбинский комитет инспекторов страховых обществ и Рыбинское техническое бюро, осуществляющие осмотры судов с целью определения их благонадёжности.
В 1899 г. впервые изданы «Правила для классификации плавающих по Мариинской системе судов и для определения их грузоподъёмности». Осмотр судов, бракование непригодных и поощрение лучших путём назначения им высших классов способствовало совершенствованию речных судов.
С начала 20 в. паровая машина на речных судах вытесняется двигателем внутреннего сгорания. В 1903 г. в России был построен речной нефтеналивной танкер «Вандал» – первый теплоход и одновременно дизель-электроход в мире.
В 1913 г. утверждён устав общества «Русскiй Регистръ», включавший в себя ряд нормативных документов. Также был выпущен судовой список «Регистра судов». В этот период Россия вышла в лидеры по количеству и качеству речных судов, имея в своём составе 64 600 км судоходных внутренних водных путей. Перевозка грузов речным транспортом достигла 49,1 млн т, из них 35,1 млн т – механическим движением, остальное – речным течением. Было перевезено более 11 млн пассажиров. Судоходство осуществлялось преимущественно по рекам Европейской части страны. В дореволюционной России реки Сибири и Дальнего Востока практически не использовались, лишь изредка корабли ходили по рекам Обь, Иртыш, Енисей и Амур. На долю судоходства по рекам восточных бассейнов приходилось около 6 % всего объёма грузовых перевозок речным транспортом. Не было развитой портовой сети, населённых пунктов было немного, поэтому в основном были перевозки только между уездными городами.
В 1918 г. речной флот был национализирован, управление флотом было возложено на Отдел водных сообщений Высшего совета народного хозяйства. В мае 1918 г. ведомство было реорганизовано в Главное управление речного транспорта, руководившее также морским флотом.
В 1920 г. по указанию В. И. Ленина разработан План ГОЭЛРО, в котором, кроме прочего, ставилась задача по завершению благоустройства внутренних водных путей Европейской части РСФСР и широкому использованию водных ресурсов страны.
В 1927 г. на реках России работало 2775 самоходных судов общей мощностью 401 тыс. л. с. и 11 236 несамоходных судов общей грузоподъёмностью 4115 тыс. т.
В 1928 г. изданы «Правила снабжения спасательными средствами судов, плавающих по внутренним водным путям СССР», «Правила устройства, испытания и эксплуатации подъёмных механизмов на судах, снарядах и других плавучих сооружениях». В 1929 г. изданы «Правила постройки и классификации речных железных сухогрузных барж», в 1931 г. – «Временные правила постройки корпусов железобетонных речных и озёрных судов». В 1935 г. издаются «Правила постройки речных стальных несамоходных судов», в 1936–1937 гг. – «Правила применения электросварки в речном судостроении и судоремонте» и прогрессивные по тому времени «Правила ремонта корпусов речных судов железобетоном».
В 1933 г. введён в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Балтийским морем. Напорная плотина Днепровской ГЭС подняла уровень воды, благодаря чему река на всём протяжении стала судоходной. В середине 1930-х гг. создана единая глубоководная сеть в Европейской части СССР, построен ряд гидроузлов и водохранилищ на Волге; первое из них, Иваньковское, вступило в строй совместно с каналом имени Москвы. На сегодняшний день Иваньковская ГЭС обеспечивает надёжное водоснабжение Москвы, а вместе с другими гидроузлами стала фактором развития речного судоходства. В 1929–1940 гг. речной самоходный флот увеличился на 120 %; количество несамоходных судов увеличилось на 170 %. В речных городах были построены порты, механизировано 50 % погрузочно-разгрузочных работ, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза. В 1941 г. изданы «Правила Речного Регистра СССР по применению сварки при постройке и ремонте корпусов судов, паровых котлов и механизмов». Введённые правила на протяжении многих лет оставались среди правил всех классификационных обществ мира.
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. для фронта и тыла речным транспортом было перевезено около 200 млн т грузов. Речные рабочие работали на военных переправах под Сталинградом и на Ладожском озере, по которому Дорога жизни вела в блокадный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб речному транспорту. Германские оккупационные войска потопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, причалов, плотин, дамб и шлюзов.
В 1946–1950 гг. речной транспорт масштабно перестраивался, изменился как качественный, так и количественный состав флота. Речной регистр содействовал развитию речного судостроения путём выбора серийно-поточного метода судостроения. Была осуществлена реконструкция материально-технической базы, а также заложен фундамент для дальнейшего технического развития. Увеличились средняя мощность, грузоподъёмность, скорость судов и др.
В 1953–1957 гг. два российских Регистра были объединены и функционировали вместе. В 1957 г. образованы Речной регистр РСФСР и Регистр СССР. Была выпущена «Инструкция для оценки прочности стальных судов, предназначенных к плаванию по водохранилищам», составлен перечень требований к судам действующего флота, выпускаемого в водохранилища. В этот же период разработаны «Требования по подкреплению, дооборудованию и снабжению речных судов, подлежащих приспособлению для плавания в новых путевых условиях».
В 1955 г. на Волге вступили в строй два крупных гидроузла – Горьковский и Куйбышевский, увеличившие гарантированную глубину рек Волги и Камы на 0,9 м. В 1967 г. под Саратовом перекрыта Волга и создано новое водохранилище, воды которого дошли до Куйбышева (ныне Самара).
В 1964 г. завершено строительство Волго-Балтийского водного пути, который обеспечил связь между экономическими районами Центральной полосы и Северо-Западом Европейской части России. Строительство Беломорско-Балтийских, Волго-Донских и Волго-Балтийских водных путей соединило моря, окружающие Европейскую часть СССР, сетью внутренних глубоководных речных магистралей.
Речной транспорт в СССР входил в единую транспортную систему страны. В 1950–1960-х гг. построены несколько гидроузлов – Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше. В начале 1970-х гг. на речном транспорте СССР были внедрены высокоэффективные контейнерные перевозки, построены быстроходные суда на подводных крыльях. Речной пассажирский флот пополнился трёхпалубными дизельными и дизель-электрическими пассажирскими судами мощностью 885 кВт (1200 л. с.). Расширилась сфера речных транспортных операций для прямых перевозок «река – море». В состав скоростного пассажирского флота входили дизельные суда типа «Ракета» и «Метеор», развивающие скорость 60–65 км/ч.
В 1972 г. завершено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на реке Енисей. Реки Сибири были превращены в магистральные транзитные пути. В 1973 г. судоходство по рекам восточных бассейнов составляло 24,5 % общего объёма судоходства речным транспортом. На речной транспорт пришлось 4,2 % всех грузовых перевозок, погрузочно-разгрузочные работы были механизированы на 97,9 %. Для работы на магистральных реках использовались буксиры и толкачи мощностью до 2950 кВт (4000 л. с.). Дальнейшее развитие несамоходной части флота предусматривало строительство грузовых буксиров, состоящих из секций грузоподъёмностью 3000 т, сухогрузных и нефтеналивных несудоходных барж грузоподъёмностью до 9000 т.
В 1990-х гг. объём судостроения резко сократился.
С 1 января 2003 г. Речным регистром введено в действие руководство «Обновление судов внутреннего и смешанного плавания», это способствовало созданию нового флота. Первыми примерами строительства судов были танкеры типа «Волга-Флот», созданные на базе сухогрузов типа «Волжский», а также нефтеналивные несамоходные суда, построенные на базе сухогрузных барж. Следующим шагом в проектировании и строительстве судов стали проекты типа «Челси», «SMAT», проекты на базе судов-доноров типа «Волгонефть», «Ленанефть» и др.
Важные изменения вошли в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 № 367-ФЗ). Речной регистр был наделён новыми полномочиями на утверждение и издание Правил классификационного общества. Приказом № 5-п от 4 февраля 2022 г. введена в действие Комплексная программа развития на 2022–2026 гг., включающая в себя, кроме прочего, расширение спектра дополнительных услуг в области проектно-конструкторских работ, дефектации корпусных конструкций и судовых технических средств, сюрвейерских услуг, добровольной сертификации продукции общепромышленного и бытового назначения и др.