Россия. Основы конституционного строя. Политическая система
Полити́ческая систе́ма Росси́йской Федера́ции, состоящая из правовых норм и принципов взаимосвязанная совокупность элементов: правоотношений, складывающихся по поводу борьбы за политическую власть; политических институтов (политических партий, избирательных объединений, общественных объединений, органов публичной власти и др.); политического сознания и политической культуры.
Конституция РФ устанавливает основы политической системы, среди которых: идеологическое многообразие, многопартийность, равенство политических партий, демократический правовой режим и принцип народовластия, а также право мирных собраний и политические права граждан. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Многопартийность выражается в возможности создания и деятельности политических партий с различными программами.
По состоянию на декабрь 2023 г., по официальным данным Министерства юстиции России (Минюст России), в РФ зарегистрирована более 20 политических партий с различными идеологическими платформами: Всероссийская политическая партия «Единая Россия», политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», Либерально-демократическая партия России, «Российская объединённая демократическая партия "Яблоко"» и др.
Несмотря на признание идеологического многообразия, в РФ запрещена идеология вражды и/или ненависти, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, в связи с чем запрещено создание общественных объединений, в том числе политических партий, деятельность которых направлена на указанные цели. Важно отметить, что включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, а также деятельность, направленная на защиту социальной справедливости, не рассматривается в силу закона как разжигание социальной розни и деятельность таких политических партий допустима.
Согласно Конституции, Россия является демократическим государством, а носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы публичной власти. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Выборы проводятся с периодичностью, установленной законом, в целях обеспечения сменяемости власти как основы демократии. Практика проведения референдумов в России значительно ограничена, особенно на федеральном и региональном уровнях, в силу политических и экономических причин, а также с учётом правовых последствий принятия решений на референдуме.
Основным субъектом политической системы России, участвующим в борьбе за публичную власть, являются политические партии, конституционно-правовой статус которых установлен Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». На законодательном уровне определены требования к созданию политической партии в части её наименования, численности членов, наличия региональных отделений и т. д.
Основными целями создания и деятельности политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, высших должностных лиц субъектов РФ, в региональные парламенты.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина.
Следующим субъектом политической системы являются общественные объединения, правовой статус которых урегулирован Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Закон об общественных объединениях). Минюст России осуществляет государственную регистрацию общественных объединений для приобретения ими прав юридического лица, а также ведёт отдельный учёт зарегистрированных общественных объединений, уставные цели которых предусматривают участие в выборах и референдумах. Помимо этого, Минюст России осуществляет экспертизу учредительных документов общественных объединений на предмет соответствия действующему законодательству и выявления в них положений, носящих экстремистский характер, либо направленных на разжигание вражды или розни в целях предупреждения нарушения прав и свобод граждан. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, в том числе политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Общественным объединениям предоставлено право участвовать в муниципальных выборах в случае, если их устав предусматривает такое участие и если они были созданы в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированы за 1 год до соответствующих выборов (подпункт 25 ст. 2 и пункты 2 и 2.1 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Также общественное объединение вправе проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, участвовать в выработке решений органов публичной власти, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном избирательным законодательством РФ (ст. 27 Закона об общественных объединениях).
Органы публичной власти также являются субъектами политической системы в лице избирательных комиссий, цель деятельности которых – организация и проведение выборов и референдумов. В России существует система постоянно действующих избирательных комиссий, которую возглавляет Центральная избирательная комиссия РФ, также в неё входят избирательные комиссии в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Основным принципом взаимодействия государства и общественных объединений, политических партий является взаимное невмешательство в деятельность друг друга. Данный принцип проявляется в том, что запрещено вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, политических партий, равно как и вмешательство общественных объединений, политических партий в деятельность органов государственной власти. Так, например, Президент РФ вправе приостанавливать своё членство в политической партии, а в органах публичной власти не допускается деятельность политических партий, так же как и в Вооружённых Силах РФ, и государственных организациях. Политическим партиям запрещено вмешиваться в учебный процесс образовательных организаций. В органах публичной власти и в подведомственных им учреждениях и организациях запрещено проводить агитацию.
Вместе с тем государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений на основе принципа их равенства, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, а также имущества. В период избирательных кампаний государством предоставляется равный доступ политическим партиям и иным избирательным объединениям к печатным средствам массовой информации, эфирному времени на государственных телеканалах и радио.