Избирательная кампания
Избира́тельная кампа́ния, 1) в широком смысле – деятельность, направленная на информирование избирателей и стимулирование их участия в голосовании, осуществляемая в период подготовки и организации выборов; 2) в узком смысле – этап в рамках подготовительного периода, в ходе которого избиратели знакомятся с кандидатурами и предвыборными платформами, а политические партии и кандидаты осуществляют предвыборную агитацию. В большинстве стран избирательная кампания базируется на принципах свободы пропаганды, равенства возможностей кандидатов; нейтральности органов публичной власти по отношению к кандидатам; открытости и контроля за расходами избирательной кампании. Сейчас всё большее распространение приобретает практика «профессионализации» избирательных кампаний, растёт число фирм, специализирующихся на оказании услуг по разработке и проведению эффективных кампаний конкретных лиц и политических партий.
Сроки избирательной кампании могут увязываться с опубликованием акта о назначении выборов (Польша), выдвижением кандидата или списка кандидатов (Россия), определённой датой после объявления выборов (Испания) или до проведения голосования (Турция, Израиль). Избирательная кампания, как правило, завершается за 24 ч до голосования. Введение моратория на осуществление предвыборной агитации накануне голосования позволяет снизить эффект «внешнего» давления и дать возможность избирателю сделать самостоятельный и взвешенный выбор.
Хотя избирательная кампания является важным политическим мероприятием, она не должна влиять на нормальную жизнедеятельность государственных органов, вторгаться в частную жизнь граждан. В связи с этим во многих странах установлены ограничения предвыборной агитации по месту проведения и кругу лиц. Запрещается предвыборная агитация на избирательных участках, на территории предприятий и государственных учреждений, в воинских частях (Польша), на общественном транспорте (Болгария). В РФ не могут осуществлять предвыборную агитацию международные организации, иностранные граждане и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, иные государственные органы, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, благотворительные и религиозные организации, военные учреждения и организации.
В одних странах достаточно жёстко регламентируются вопросы, связанные с выбором форм и средств предвыборной агитации. Так, во Франции кандидат в президенты может разместить одну афишу с изложением своей программы и одну – с указанием времени проведения предвыборных собраний. В других странах кандидаты и политические партии достаточно свободны в выборе форм и средств избирательной кампании (Россия, США, Италия). Вместе с тем в России предусматривается обязанность политической партии, выдвинувшей кандидатов или список кандидатов, не позднее чем за 10 дней до голосования опубликовать свою предвыборную программу в государственном или муниципальном периодическом печатном издании.
Во многих странах бесплатное предоставление эфирного времени для предвыборной агитации в ходе парламентских выборов распространяется только на те партии, которые имеют собственные фракции в парламенте (Италия, Австрия) или выставили своих кандидатов в установленном числе округов (Нидерланды). В РФ данное право предоставляется партиям, зарегистрировавшим своих кандидатов, за исключением тех, которые имеют задолженности перед государственными средствами массовой информации в связи с предоставлением эфирного времени или печатной площади на проводившихся ранее выборах.
В законодательстве многих стран предусматривается запрет на опубликование результатов опросов общественного мнения в период, непосредственно предшествующий голосованию (14 дней – Германия, 7 дней – Франция, 5 дней – Россия). Введение запрета направлено на ограничение возможности манипулирования избирательным корпусом, обеспечение чистоты результатов голосования.
Успех избирательной кампании во многом зависит от её финансового обеспечения. Финансовые гарантии демократических выборов предполагают установление максимальных размеров избирательных расходов кандидатов и политических партий, введение ограничений на пожертвования физических и юридических лиц, эффективные методы контроля за расходованием избирательных фондов. В РФ предельная сумма расходов кандидата на выборах президента страны не может превышать 400 млн руб. Пожертвования в избирательные фонды кандидатов не могут, в частности, вносить иностранные граждане и юридические лица, российские юридические лица, в которых государственная или муниципальная доля в уставном капитале либо доля иностранного участия превышает 30 %.