Колядки
Коля́дки (предположительно от лат. Kalendae – календы), народные новогодние и рождественские поздравительные песни; часть обряда колядования.
Один из основных жанров календарного фольклора славян. В народной практике, кроме названий «колядки», «коляды» и т. п., используются местные названия, связанные с текстами припевов: щедровки (украинское, белорусское, западнорусское), виноградья (севернорусское и северо-западно-русское), авсени, овсени, таусени (среднерусское) и др. Основное содержание колядок – пожелания здоровья, долголетия, приумножения семьи, величание хозяина; заклятия на урожай, приплод скота; требования подаяния и благодарение за него и др. При пожелании изобилия широко использовались гиперболы: двор и дом изображались фантастически богатыми, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, дети с «частыми звёздочками». Скупым хозяевам пели угрозы. По месту исполнения различаются колядки: «путевые» (или «дорожные»), «надворные» (или «подоконные»), «господарские» (исполняемые в доме) и т. п. К колядкам относят также песни, сопровождающие хождение ряженых «с козой», обряд осыпания дома зерном («засевалки») и т. д. Особую тематическую группу составляют колядки, прославляющие Богородицу и Младенца Христа («вифлеемские колядки», западнославянские «пасторалки» и др.).
Первые русские колядки опубликованы во 2-й половине 19 – начале 20 вв. (сборники народных песен Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и др.), значительное количество записей сделано во 2-й половине 20 в.
Различаются 3 основных локальных типа русских колядок. Западнорусские колядки (Брянская, Смоленская области), родственные украинским и белорусским, отличаются мелодикой речитативного склада, призывными возгласами в качестве зачина, припева или рефрена; характерные припевы-пожелания: «добрый вечер», «щедрый вечер», «святый вечер». Наиболее архаические образцы колядок припевов не имеют. Основа стиха – 5-сложник, обычно удвоенный, музыкальный метр 3-дольный; в припеве меняются строение стиха (3- или 4-сложники) и, нередко, музыкальный метр (например, «Застилай столы / клади пироги! / Святый вечер!»). Характерно 3-голосие с бурдонным нижним голосом. Северные и северо-западные колядки, или колядные песни (Псковская, Вологодская, Архангельская области), имеют развёрнутые повествовательные тексты, «былинную» лексику, отличаются эпической торжественностью; наиболее распространённый припев – «виноградье красно-зелёное». В припеве метр стиха и напева может меняться. Встречаются также бесприпевные шуточные колядки с ритмической формулой плясового типа (♪♪𝅗𝅥; с текстами вроде «Как пришла Коляда / наперёд Рождества»). Пение унисонное, гетерофонное. Для среднерусских колядок (Рязанская, Пензенская области) типичны шуточные тексты (особенно для детских колядок), плясовая ритмика. Призывный возглас «авсень!», «таусень!» и т. п. (по В. И. Далю, от «овесень» – архаические весенние новогодние песни) находится либо в начале каждого стиха, либо служит припевом. Основа стиха – удвоенный 4-сложник. Распространено многоголосие разных типов (гетерофония, подголосочная полифония, 3-голосие аккордового склада). В некоторых других регионах России бытуют колядки смешанного типа. Например, в колядках Белгородской области соединяются признаки среднерусских колядок и южнорусской песенной стилистики в целом.
Название «колядки» применяется к аналогичным формам в фольклоре других народов.