Маржинализм
Маржинали́зм (от франц. marginal – предельный), неоклассический анализ (теория) экономических процессов на основе предельных величин, в рамках которого спрос и цены определяются субъективными предельными оценками полезности продуктов. Идеи маржинализма приобрели популярность с 1870–1880-х гг. Маржинальная революция, как впоследствии был назван этот этап развития экономической теории, позволила изменить её методологию, открыть возможности для широкого применения математических методов исследования. После распространения идей маржинализма экономическая теория приобрела современные черты.
Основы маржинализма были разработаны в трудах представителей нескольких экономических школ, прежде всего австрийской школы (К. Менгер) и лозаннской, или математической школы (Л. Вальрас, В. Парето, У. С. Джевонс). Однако первые идеи маржинализма были выдвинуты ранее. Некоторые элементы маржинализма содержались в работах Г. Госсена [его «Развитие законов общественных связей обмена и вытекающих из него правил человеческой деятельности» (1854) признаётся первым исследованием, где цельно изложены идеи маржинализма], И. Г. фон Тюнена, А. О. Курно и Ж. Дюпюи.
Взгляды маржиналистов на природу человека и на процесс принятия экономических решений были близки идеям английского философа-утилитариста И. Бентама. С точки зрения утилитаристской концепции, человек – это рационально действующий индивид, стремящийся к максимизации полезности своих действий. Сторонники маржиналистской школы ориентировались на модель рационального поведения человека. Ключевыми терминами анализа были полезность, предельная полезность, предельная производительность, предельный продукт и т. д. Акцент делался на анализ поведения отдельно взятого человека, замкнутого экономического хозяйства. Законы, выведенные для отдельно взятого хозяйства, в дальнейшем переносились на экономику в целом. Таким образом, маржиналистский анализ изначально базировался на микроэкономическом подходе.
Маржиналистская школа ориентировалась на психологические моменты в оценке конкретных товаров, разрабатывался психологический подход к определению стоимости. Стоимость товаров, с позиций маржинализма, определялась на основе полезности товара для индивида. Пропорции товарного обмена складывались не в сфере производства, как предполагали предшественники маржинализма, а в сфере обмена, который ставился в центр экономической теории. В противовес популярной примерно в тот же период времени немецкой исторической школе приверженцы маржинализма полностью абстрагировались от влияния социальной среды, правовых норм, исторических условий. Благодаря этому, с одной стороны, маржиналистской теории удалось акцентировать внимание на общих законах экономики и заложить основы количественного анализа экономических явлений, с другой, – это сделало теорию статичной, отвлекло её от анализа движущих сил и процесса хозяйственного развития.
Идеи маржинализма в конце 19 – начале 20 вв. нашли дальнейшее развитие в работах А. Маршалла, Дж. Б. Кларка и других авторов, впоследствии они стали основой методологии современного неоклассического направления экономической теории.