Ибн Рушд
Ибн Рушд, Ибн Рушд Абу-ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушд (أبو الوليد محمد ابن أحمد ابن رشد; в латинизированной форме – Аверроэс, Averroes) (1126, Кордова – 1198, Марракеш), арабо-мусульманский философ, учёный, врач, правовед, представитель восточного аристотелизма (фальсафа). Родился в семье потомственных судей-кадиев. С 1169 г. верховный кадий в Севилье, с 1171 г. – в Кордове. В 1182 г. сменил Ибн Туфайля в качестве придворного врача в Марракеше. В 1195 г. Ибн Рушд попал в немилость к халифу и был отправлен в ссылку, однако в 1198 г. вновь возвращён ко двору. Похоронен в Кордове.
На основе сравнительного анализа арабских переводов греческих текстов Ибн Рушд составил малые, средние и большие комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля (кроме оставшейся недоступной для арабских философов «Политики»), а также к «Государству» Платона и сочинениям древнегреческих мыслителей и представителей фальсафы. Ибн Рушд явился новатором в самом жанре комментария: в больших комментариях (шарх, тафсир) он отделяет текст комментируемого сочинения от самого комментария, разделяя последний на отдельные фрагменты, сопровождаемые авторскими глоссами (позднее такой вид комментария укоренился на средневековом Западе и был воспринят христианскими мыслителями, в том числе Фомой Аквинским). Важнейшие из самостоятельных трудов Ибн Рушда – «Опровержение опровержения», написанное около 1184 г. в ответ на «Опровержение философов» аль-Газали, и теологические трактаты «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией» (около 1177, с «Дополнением» о Божественном знании) и «О методах обоснования принципов веры». Ибн Рушду принадлежат комментарии к «Канону врачебной науки» Ибн Сины, а также энциклопедическое руководство в 7 частях «Книга общих принципов медицины» («Китаб аль-коллият»), переведённое на латинский язык в Падуе в 1225 г. и содержащее клинические наблюдения Ибн Рушда и его предшественников.
В своих полемических богословских трактатах Ибн Рушд решал актуальную для мусульманских аристотеликов проблему легализации философского знания с точки зрения ислама. Согласно Ибн Рушду, философия с её рациональными доказательствами не может противоречить богооткровенным данным («истина не противополагает себя истине») и, когда философские выводы не согласуются с буквальным смыслом священных текстов, необходимо прибегать к аллегорическому истолкованию последних, однако подобное истолкование дозволено только философам, ибо только они используют доказательные методы рассуждения, в то время как простой народ удовлетворяется поэтическими и риторическими образами. При этом философы не должны разглашать своих доктрин и толкований широкой публике, обнародуя ради блага общества только те из них, которые не противоречат привычным представлениям.
Защищая философию от критики аль-Газали, Ибн Рушд тем не менее перенимает многие возражения своего оппонента и часто упрекает своих мусульманских предшественников, особенно Ибн Сину, в отходе от подлинного аристотелизма. Характерному для них делению сущего на необходимое и возможное Ибн Рушд противопоставляет деление его на актуальное и потенциальное. Он отстаивает аристотелевское учение о Боге-Перводвигателе и отвергает неоплатоническое понятие эманации. Мир признаётся сотворённым, но творение его вечно и представляет собой непрестанное преобразование. Божественное знание не сходно ни с человеческим знанием об универсалиях – абстрактным и потенциальным, ни с человеческим знанием о частностях – чувственным и множественным; оно всегда актуально и конкретно.
Отрицая индивидуальное бессмертие человеческой души, Ибн Рушд разработал концепцию единого бессмертного разума, общего для всех людей (среди всех «сил» души только разум неделим и действует без посредства органов). В этом контексте Ибн Рушд выдвинул идею о непременном наличии в какой-либо части света в любой момент времени хотя бы одного философа – своеобразный вариант «вечной философии» (philosophia perennis), единой в своей основе и переходящей от поколения к поколению, от одного народа к другому.
Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль латинского Запада, получив почётное прозвище Великий Комментатор (почти все его комментарии были переведены на латинский язык, и большинство их дошло до нас только в латинском переводе) и широкую известность как создатель теории «двойственной истины» и концепции монопсихизма, а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий. С его именем в Европе связано такое философское течение, как аверроизм.