Лемонье Камиль
Лемонье́ Ками́ль (Camille Lemonnier) (24.3.1844, Иксель, близ Брюсселя – 13.6.1913, Брюссель), бельгийский писатель. Писал на французском языке.
Учился в Брюссельском университете. В 1872–1879 гг. главный редактор журнала L’Art Universel. Печатался с 1863 г. как художественный критик [«Художественный салон в Брюсселе» («Le Salon de Bruxelles»)], отстаивал принципы реалистического искусства. Очерк «Художественный салон в Париже» («Le Salon de Paris», 1870) получил одобрение художников барбизонской школы.
Известность пришла к К. Лемонье после выхода романа «Седан» [«Sedan», 1871, переиздан в Париже под названием «Гора трупов», «Les Charniers», 1881; русский перевод под названием «На поле брани (Седан)» – 1915], в котором отразились впечатления автора от событий франко-прусской войны 1870–1871 гг. В духе натурализма написаны романы: «Самец» («Un Mâle», 1881, русский перевод 1910) о страстной любви браконьера к деревенской девушке (роман снискал высокую оценку Э. Золя), а также «Госпожа Люпар» («Madame Lupar», 1888) и «Кровопийца» («Happe-Chair», 1886, русский перевод под названием «Завод» – 1922). В романах «Конец буржуа» («La fin des bourgeois», 1892, русский перевод 1911) и «Одержимый» («Le Possédé», 1890) ощущается влияние декаданса. В центре романов «Люди земли» («Ceux de la glèbe», 1889, русский перевод 1927), «Адам и Ева» («Adam et Ève», 1899, русский перевод 1911), «В прохладной чаще леса» («Au cœur frais de la forêt», 1900), «Аллали» («L’Hallali», 1906, русский перевод 1930) – гармоничность патриархального деревенского быта и природы, противопоставленная деградации города.
Среди других сочинений: сборники новелл «Фламандские и валлонские рассказы» («Contes flamands et wallons», 1873) и «За портьерой» («Derrière le rideau», 1875); монографии о творчестве Г. Курбе и Ф. Ропса.