Норрис Фрэнк
Но́ррис Фрэнк, Бенджамин Франклин Норрис (Benjamin Franklin Norris) (5.3.1870, Чикаго – 25.10.1902, Сан-Франциско), американский писатель, журналист.
Родился в семье преуспевающего бизнесмена. После окончания школы в 1887 г. уехал в Париж, где брал уроки живописи. В 1890 г. вернулся в США, учился в Калифорнийском (Беркли, 1890–1894) и Гарвардском (1894–1895) университетах. В студенческие годы создал ряд романтических произведений, в том числе поэму «Ивернел: легенда времён феодальной Франции» («Yvernelle: a legend of feudal France», 1892). С середины 1890-х гг. военный корреспондент в Южной Африке и на Кубе, редактор-консультант книжного издательства (с 1899).
Влияние идей Ч. Дарвина и Г. Спенсера, литературы европейского натурализма, прежде всего романов Э. Золя, обусловило интерес Ф. Норриса к социальной проблематике, к процессу деградации личности под воздействием жизненных обстоятельств. В духе натурализма – первое крупное произведение Норриса – роман «Мактиг» («McTeague», создан в 1893–1897, издан в 1899), в основе сюжета которого – история нашумевшего преступления. Углублявшиеся социальные противоречия, процесс разорения фермерства в условиях ускоренной индустриализации Запада США, стремительный рост влияния монополий нашли отражение в главном произведении Норриса – незавершённой трилогии «Эпос пшеницы» («The epic of the wheat»), в которую вошли романы «Спрут: Калифорнийская история» («The Octopus: a story of California», 1901, русские переводы 1902, 1958) и «Омут: Чикагская история» («The Pit: a story of Chicago», 1903, русский перевод 1903). Усиление социально-критических тенденций в трилогии свидетельствовало о сближении Норриса с реалистическим направлением.
Среди других произведений: рассказы, написанный под прямым влиянием Золя роман «Вандовер и зверь» («Vandover and the brute»; опубликован посмертно в 1914), литературно-критические эссе, в которых выступал как теоретик американского натурализма, отстаивал идеи правдивого изображения жизни, нравственной ответственности писателя. Оказал заметное воздействие на раннее творчество Т. Драйзера, Э. Синклера, С. Льюиса.