Министерство культуры СССР
Министе́рство культу́ры СССР (Минкультуры, Минкульт СССР), союзно-республиканское министерство, занимавшееся управлением советской культурой в 1953–1991 гг. Создано в результате реформы министерств в соответствии с Законом от 15 марта 1953 г. «О внесении изменений и дополнений в статьи 70, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР». Стало первым в мире органом управления культурой министерского уровня (второе аналогичное министерство учреждено во Франции в 1959).
Структура министерства
Министерство являлось центральным органом государственного управления, осуществлявшим руководство в сфере «культурного строительства» через республиканские министерства и учреждения союзного значения. Образовано на базе министерств высшего образования, кинематографии, трудовых резервов; Комитета по делам искусств, Комитета радиоинформации, Главного управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной промышленности (Главполиграфиздат), Совинформбюро. На первом этапе министерство управляло огромной материально-хозяйственной базой, включавшей в себя строительные организации, заводские предприятия, научно-исследовательские институты, печатную промышленность, радио, цирки, зоопарки, театры и др. По мнению исследователей, создание этого конгломерата являлось симптомом культурной «мегаломании» советского руководства (Хестанов. 2019. С. 166–167), стремившегося создать единый орган управления всеми культурными процессами. При этом культура занимала маргинальное положение в партийно-номенклатурной и финансовой иерархии советской управленческой системы.
В марте 1954 г. произошло разукрупнение министерства: из его состава выделились Министерство высшего образования СССР и Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР. Вместе с тем в подчинении министерства остались образовательные учреждения художественного направления. До 1963 г. Министерство культуры прошло несколько дальнейших реорганизаций, касавшихся в первую очередь разветвлённой структуры управлений и отделов. Впоследствии эта структура оставалась в основных чертах неизменной: профильные управления театров, музыкальных учреждений, изобразительного искусства и охраны памятников, культурно-просветительских учреждений; Главная библиотечная инспекция; управления кадров и учебных заведений, планово-финансовое (включавшее центральную бухгалтерию), внешних сношений; отделы капитального строительства и новой техники, снабжения, Первый отдел (управление делопроизводством); Управление делами. Самой главной «потерей» стало создание в 1963 г. отдельного Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии (с 1965 Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР). В этой связи в литературе отмечается, что сфера деятельности разукрупнённого министерства свелась к границам прежнего Комитета по делам искусств (Гершзон. 2018. С. 316).
Деятельность министерства
Деятельность Министерства культуры была непосредственно связана с изменениями, происходившими в периоды «оттепели», «застоя» и перестройки. После первоначальной сверхцентрализации министерство прошло через этапы как передачи части оперативных полномочий на места (при Н. С. Хрущёве), так и дальнейшего увеличения веса головных московских структур. Министр имел широкие полномочия, осуществлявшиеся в том числе через заместителей (всего четыре, включая первого заместителя) и регулярно созывавшуюся Коллегию министерства. В то же время в составе ЦК КПСС с 1962 г. действовал Идеологический отдел, который, наряду с другими отделами ЦК, осуществлял партийный контроль за деятельностью министерства. Тем самым Министерство культуры оказалось в подчинённом положении по отношению к партийным органам. Кроме того, ряд важных постановлений в сфере культурной жизни был принят непосредственно ЦК КПСС или ЦК совместно с Советом Министров СССР (Белошапка. 2012. С. 18–23, 56–57).
Назначение на пост министра культуры высшими партийными чиновниками зачастую рассматривалось как понижение. Характерно, что первым министром культуры (1953–1954) стал П. К. Пономаренко – бывший секретарь ЦК КПСС (1948–1953), заместитель председателя Совета Министров СССР и член Президиума ЦК КПСС (1952–1953), лишившийся своего положения после смерти И. В. Сталина.
В период руководства министерством Г. Ф. Александровым (1954–1955) в аппарате управления культурой происходили серьёзные кадровые перестановки. При нём в Министерстве культуры работал первый представитель творческой профессии, ставший заместителем министра, – режиссёр и актёр Н. П. Охлопков (как правило, заместители министра рекрутировались из числа представителей номенклатуры, связанных с министерством). Александров был снят с должности из-за скандала, разразившегося вокруг подпольного притона для высших партийных функционеров.
Отношения Н. А. Михайлова, возглавлявшего министерство в 1955–1960 гг., с деятелями культуры (в том числе директором Большого театра М. И. Чулаки, балериной М. М. Плисецкой, писателем А. Т. Твардовским) складывались непросто из-за невысокого, по мнению современников, уровня компетентности и резких манер министра. В то же время именно с деятельностью Михайлова во многом связана реализация культурной политики в период «оттепели» (Шилов. 2021. С. 72–85).
Наибольшую известность среди руководителей министерства получила Е. А. Фурцева (1960–1974). Она повысила эффективность документооборота, сократила количество коллегий, вводила деловой стиль работы. Министр способствовала открытию Детского музыкального театра под руководством Н. И. Сац (1965), крупнейшего в Европе Большого Московского государственного цирка (1971). При этом именно при Фурцевой произошёл знаменитый скандал, связанный с визитом Хрущёва на выставку авангардистов (1962).
Деятельность преемника Фурцевой П. Н. Демичева (1974–1986), ранее курировавшего идеологию и культуру в аппарате ЦК, характеризовалась застойными явлениями в культуре, личной безынициативностью, но в то же время адресной поддержкой деятелей и учреждений культуры. Большую известность получил скандал, случившийся в 1978 г. в связи с запретом постановки в Париже оперы «Пиковая дама» под руководством режиссёра Ю. П. Любимова.
Одним из важных направлений работы министерства была борьба с т. н. малокартиньем в кинематографе, что способствовало (с переменным успехом) созданию пользовавшихся популярностью фильмов, а также расширяло систему кинопроката. Постепенно улучшались условия труда художников, однако после «бульдозерной выставки» (1974) усилился контроль за их деятельностью. Создание в середине 1960-х гг. репертуарно-редакционных коллегий стало (относительно безуспешной) попыткой ослабить цензорские полномочия Главлита.
В то же время после смерти Сталина усилились культурные связи с иностранными государствами, что в значительной мере было обусловлено появлением социалистического блока, а также расширением гастролей советских артистов в социалистических и капиталистических странах. Управление внешних сношений Минкультуры отстаивало свой приоритет в их организации перед Госконцертом, посольствами и территориальными отделами МИД или Союзом советских обществ дружбы, хотя и зависело от партийных органов и КГБ.
Противоречивыми были результаты деятельности министерства в сфере защиты памятников культуры, которую чиновники министерства регулярно пытались переложить на местные (зачастую незаинтересованные) власти в условиях недофинансирования мероприятий по реставрации и поддержке исторических памятников. Впоследствии ситуация несколько улучшилась в связи с созданием в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и развитием культурного туризма (в частности, в преддверии и во время московской Олимпиады).
Хроническими для советской культуры были кадровые трудности (дефицит квалифицированных чиновников от культуры, в первую очередь из-за низкой оплаты труда и бытовых трудностей в регионах). Вместе с тем в 1960–1980-х гг. росло количество произведений, посвящённых различным годовщинам (например, проводились всесоюзные выставки, посвящённые 50-й и 60-й годовщинам Октябрьской революции 1917).
Правительство М. С. Горбачёва взяло курс на сокращение государственного контроля над культурой: ответом снизу была активизация творческих союзов как органов самоуправления культурой. В. Г. Захаров и Н. Н. Губенко, возглавлявшие министерство в период перестройки, пытались проводить демократизацию советской культуры. В 1989–1991 гг., когда системный кризис советской экономики стал очевиден, предпринимались попытки перевести культуру на хозрасчёт и «рыночные рельсы». В 1991 г. Горбачёв пытался ввести временные меры социальной поддержки деятелей культуры (Указ Президента СССР от 14 февраля 1991 «О первоочередных мерах по социально-экономической защите деятелей литературы и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям»). В целом политика Горбачёва и Губенко столкнулась с необратимым кризисом и распадом советской системы, негативно сказавшихся на деятельности министерства.
Упразднено согласно постановлению Государственного совета СССР от 27 ноября 1991 г.
Руководители ведомства
Министры: П. К. Пономаренко (1953–1954), Г. Ф. Александров (1954–1955), Н. А. Михайлов (1955–1960), Е. А. Фурцева (1960–1974), П. Н. Демичев (1974–1986), В. Г. Захаров (1986–1989), Н. Н. Губенко (1989–1991).