Генрих IV (король Франции)
Ге́нрих IV (Henri IV) (13.12.1553, По – 14.5.1610, Париж), король Франции с 1589 г. (фактически с 1594), король Наварры (с 1572). Первый французский король из династии Бурбонов. Сын принца крови Антуана де Бурбона и Жанны III д’Альбре, королевы Наварры.
Ранние годы
Был крещён в католичество, но его мать позаботилась о его воспитании в духе протестантской морали. Детство провёл в области Беарн, затем с 8 лет воспитывался при французском дворе вместе с принцами крови. Обучался в Наваррском коллеже, знал латынь, немного греческий и испанский языки. По своей душевной организации Генрих склонялся к умеренным взглядам, был против ожесточения и искал компромиссов между враждующими конфессиями католиков и протестантов. Всю жизнь обе религиозные партии подозревали его в вероотступничестве и неискренности, не доверяли ему. Однако он был великодушен к своим врагам, избегал наказаний при взятии городов, заботился о людях. По-видимому, несмотря на неоднократные отречения (6 раз), стал искренним приверженцем католицизма.
Во время Религиозных (гугенотских) войн Генрих был назначен губернатором Гиени (1562); участвовал в «Великом турне» по разорённой войной стране, предпринятом королевской семьёй (1564–1566). В 1569 г. Генрих принял участие в 3-й Религиозной войне (битвы при Жарнаке и Монконтуре). По смерти прица Конде Генрих стал главой протестантской партии под опекой адмирала Г. де Колиньи. Для умиротворения страны и прекращения религиозного противостояния по Сен-Жерменскому миру (1570) был предусмотрен брак Генриха с Маргаритой де Валуа.
Однако их свадьба в Париже была использована лидерами французских католиков для организации Варфоломеевской ночи (24 августа 1572). Сам Генрих Наваррский спас жизнь ценой отречения от кальвинистской веры и принудительного обращения в католицизм. В течение последующих трёх лет находился фактически в заложниках в Лувре при французском дворе. В 1576 г. сумел бежать и перебрался в свои владения на юго-западе страны. В Нераке (1577–1585) вместе с женой создал блестящий двор, где мирно уживались представители обеих конфессий и были приняты поэты, учёные, интеллектуалы, в том числе М. Монтень и Г. дю Бартас.
Союз с Генрихом III
В начале 1580-х гг. Генрих вернулся в кальвинизм и возглавил гугенотов. Смерть младшего из принцев крови, герцога Анжуйского (1584) при бездетном короле Генрихе III превратила Генриха Наваррского в потенциального легитимного наследника французского престола. Угроза восшествия на трон Франции короля-гугенота сплотила католиков, создавших Католическую лигу, которую активно поддерживал Филипп II Испанский.
Король Франции Генрих III осознавал угрозу, исходящую от Г. де Гиза (1550–1588), открыто претендовавшего на французский трон и поддерживаемого широкими слоями общества, в том числе парижанами. Покинув Париж, король Франции 30 апреля 1589 г. заключил союз с Генрихом Наваррским против Католической лиги. Раненый Ж. Клеманом, на смертном одре Генрих III объявил (2 августа 1589) Генриха Наваррского своим преемником.
Однако католики отказывались признавать его законным королём Франции и продолжили борьбу, поддерживая в качестве кандидата на французский престол кардинала де Бурбона, дядю Генриха Наваррского. В этом им помогал Филипп II Испанский, стремившийся обеспечить корону своей дочери Изабелле, внучке короля Франции Генриха II. Испанские войска вторглись во Францию.
Генрих Наваррский одерживал победы над Лигой, города стали сами сдаваться ему. После победы под Иври (14 марта 1590), где он проявил храбрость и мужество, Генрих осадил Париж и использовал разногласия в стане лигёров, разрывавшихся между стремлением создать своё отдельное государство и патриотическими чувствами, отторгавшими испанское вмешательство. Однако Генрих смог вступить на французский престол, лишь окончательно перейдя в католичество (25 июля 1593) на церемонии в Сен-Дени (история приписывает ему фразу «Париж стоит мессы»).
Коронован в Шартре 27 февраля 1594 г. После коронации совершил торжественный въезд в Париж (22 марта 1594). Самые непримиримые католики продолжали борьбу до 1598 г. (в 1594 на него было совершено покушение возле Лувра католиком Ж. Шателем).
Внутренняя политика Генриха IV
Основой политики Генриха IV было умиротворение страны, восстановление порядка и экономики. Для окончания религиозной вражды и установления принципа веротерпимости издал 13 апреля 1598 г. Нантский эдикт, сохранив за католицизмом статус государственной религии и предоставив протестантам (гугенотам) свободу вероисповедания (везде, кроме ряда городов, в том числе Парижа) и иные привилегии. В интересах ультракатоликов Генрих IV разрешил вернуться во Францию иезуитам (1603), которые некогда призывали к убийству короля.
Важнейшей задачей Генриха IV стало укрепление государства и авторитета королевской власти. После долгих переговоров и обращений со стороны Парижского парламента в 1607 г. санкционировал возвращение в состав французского королевства своих многочисленных наследственных владений (герцогства Алансон, Вандом, Альбре, Бомон, графства Фуа, Арманьяк, Бигор, Родез, Перигор, Суассон, Лимон и др.); лишь Наварра и Беарн сохранили суверенный статус. Благодаря этому Генрих IV существенно увеличил королевский домен, совершив последнее такого рода крупное расширение за счёт внутрифранцузских владений. Политика Генриха IV способствовала укреплению французского абсолютизма. Он перестал созывать Генеральные штаты и ограничил компетенцию провинциальных собраний; лишил губернаторов значительной доли гражданской власти; расширил полномочия генеральных наместников и начинавших играть заметную роль интендантов провинций. При нём возросла роль бюрократического аппарата, чиновники добились права наследования должностей, в 1604 г. была легализована и упорядочена практика продажи должностей (полетта). Генрих IV окружил себя компетентными советниками, выбираемыми по их заслугам и достоинствам, причём из обоих прежде враждующих лагерей – ультракатоликов и гугенотов.
В экономической сфере правительство Генриха IV, возглавляемое с 1599 г. убеждённым протестантом М. де Бетюном, герцогом де Сюлли, проводило политику протекционизма, поощряло развитие французских мануфактур, в том числе дало начало производству гобеленов; учредило культуру шёлка; ввело покровительственный таможенный тариф (1599). Проводились работы по улучшению дорог, строительству каналов, возведению портов. Были реформированы финансы королевства. Правительство отменило взимание недоимок с крестьян за прошлые годы, снизило прямой налог – талью, но увеличило косвенные налоги (на соль, вино и др.). В 1596 г. было жестоко подавлено крестьянское восстание кроканов. В целом в правление Генриха IV страна достигла существенного экономического процветания.
Немало проблем возникло внутри расколотого на многие годы общества. Однако обе враждующие партии сохраняли недоверие к Генриху IV. Оставшиеся без дела после окончания долгих войн солдаты сбивались в банды и дестабилизировали порядок в провинциях; участились дуэли, на которых массово погибали дворяне.
Внешняя политика Генриха IV
В 1595 г. Генрих IV объявил войну Испании, хотя армию раздирали религиозные распри, из неё уходили как католики, так и протестанты. Однако теперь противники короля становились предателями, поддерживая чужеземного правителя. Для прекращения раздоров, находясь в тяжёлой финансовой ситуации, Генрих IV пошёл на заключение с Испанией мирного договора (2 мая 1598, Вервен), подтвердившего статьи Като-Камбрезийского мира. Этим актом формально закончились Религиозные войны во Франции.
В 1604 г. началась колонизация французами Канады. Генрих IV способствовал успеху экспедиции С. де Шамплена для организации французского форпоста в Акадии, затем в Квебеке. Король даровал монополию на торговлю шерстью и мехом с Новой Францией ряду предпринимателей и поддержал экспедиции в Южную Америку, как и проект поселения в Бразилии.
Внешней политикой Франции при Генрихе IV занимался бывший член Католической лиги, выходец из чиновной знати Виллеруа (1542/1543–1617). Сам Генрих IV проявил себя как умелый и тонкий дипломат. Основной целью внешней политики было стремление короля к миру, но одновременно с этим и к изоляции Испании, которая продолжала затевать заговоры против Франции. Впоследствии Генрих IV играл главную роль в организации антигабсбургской оппозиции, в 1610 г. вёл активную подготовку к войне с Габсбургами.
Развитие культуры при Генрихе IV
Генрих IV покровительствовал литературе и искусствам, особое внимание уделял истории. Реконструировал королевскую библиотеку. Главный интерес короля вызывали строительство и новые принципы урбанизма: при нём была выстроена Большая галерея в Лувре, соединившая его с дворцом Тюильри; появились площадь Дофина (на о. Сите) и Королевская площадь (ныне площадь Вогезов) в Париже; благодаря ему в столице закончили (1603–1607) возведение первого моста нового типа – без домов и с тротуарами для пешеходов (Пон-Нёф, с франц. – Новый мост). Генрих IV построил также госпиталь Людовика Святого. Были существенно реконструированы королевские дворцы (в Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле); появились новые замки.
При жизни заботился о своём образе, организовал походную типографию, которая тиражировала его портреты как идеального государя. Нередко его представляли как французского Геракла (Геркулеса) или Давида.
Личная жизнь и образ Генриха IV
В 1599 г. аннулировал брак с бездетной Маргаритой де Валуа и в 1600 г. женился на Марии Медичи, дочери богатейшего человека Европы, великого герцога Тосканского Франческо Медичи; от этого брака имел шестерых детей, в том числе Елизавету, королеву Испании, Генриетту Марию, королеву Англии, и будущего короля Франции Людовика XIII.
Генрих IV имел немало возлюбленных (самая известная – Габриелла д’Эстре), получив даже прозвище «старый волокита» (франц. vert-galant), имел от любовниц множество детей, проживавших при королевском дворе.
Генрих IV был убит в Париже католиком-фанатиком Ф. Равальяком (1578–1610). Похоронен в Сен-Дени. На Новом мосту (Пон-Нёф) в Париже установлена конная статуя Генриха IV.
Убийство монарха потрясло общество; сразу же началось создание мифа о Генрихе IV; писались апологетические сочинения. Спустя века Генрих IV стал весьма популярным французским монархом, вошедшим в историю Франции как добрый король Анри, а его правление начало ассоциироваться с золотым веком; о нём слагались легенды, поэмы и песни.
Он был героем произведений Вольтера, А. Дюма-отца, Г. Манна.