ЧекаловКириллАлександрович

Всего статей: 16
Барокко (в литературе)
Баро́кко, направление и стиль в европейской литературе 16–18 вв. Характеризуется стремлением к новизне и разнообразию, всеохватному изображению бытия в его контрастах и динамике, повышенным вниманием к символам ночи, темам бренности и непостоянства мира и др. Произведения, главным образом поэтические, отличаются стилевой изощрённостью и насыщенностью риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами и др.). Барочным романам свойственны запутанные перипетии, обилие литературных и политических аллюзий, хитроумное соединение «романического» и познавательного начал, значительный объём. Национальные варианты барокко представлены маринизмом в Италии, гонгоризмом и консептизмом в Испании, прециозностью во Франции, метафизической школой и эвфуизмом в Англии. Крупнейший представитель славянского барокко – Симеон Полоцкий.
Эмануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. Турин, 1654. Фронтиспис
Марино Джамбаттиста
Мари́но Джамбатти́ста (1569–1625), итальянский поэт. Автор поэтических книг: «Лира» (1608; дополненное издание – 1614), «Эпиталамы» (1616), «Муртолеида» (1619), «Галерея» (1620), «Флейта Пана» (1620). Использовал традиционные жанры: мадригал, канцону, канцонетту, реже – сонет. Творчество Марино, знаменующее собой переход от маньеризма к барокко, заведомо вторично; оперировал готовыми сюжетными блоками и отдельными мотивами античных и ренессансных поэтов. Наиболее значительное сочинение – поэма «Адонис» (1594–1623, опубликована в 1623). Сюжетная канва (любовь богини Венеры и прекрасного юноши Адониса), заимствованная у Овидия, поддержана многообразными литературными и живописными реминисценциями; пасторально-мифологическая утопия вбирает в себя социально-политическую рефлексию и ренессансный эзотеризм, панэротизм соседствует с теологическими мотивами; поэма насыщена научно-философской проблематикой, типичной для начала Нового времени. Самостоятельную известность приобрела 5-я песнь поэмы – «Новеллетта», переложение истории любви Амура и Психеи Апулея. С именем Марино связано ведущее направление в итальянской поэзии 17 в. – маринизм.
Караваджо. Портрет Джамбаттисты Марино. 1600–1601