Ла Боэси Этьен де
Ла Боэси́ Этье́н де (Étienne de La Boétie) (1.11.1530, Сарла – 18.8.1563, Жерминьян), французский мыслитель эпохи Возрождения, друг М. Монтеня, упоминаемый на страницах «Опытов». Изучал право в Орлеанском университете, по окончании которого занимал должность советника бордосского парламента. После смерти Ла Боэси Монтень, к которому по завещанию перешли книги и рукописи покойного, опубликовал его поэтические произведения и переводы из Ксенофонта и Плутарха (1571). В своем главном труде «Рассуждение о добровольном рабстве» («Discours de la servitude volontaire», фрагментарная публикация в 1574, полная – 1576, русский перевод 1952), написанном во время обучения в университете, Ла Боэси выступает против передачи политической власти какому-либо одному лицу, получающему возможность использовать ее по собственному произволу. Такого рода систему правления он именует тиранией. Он констатирует, что в его эпоху миллионы людей «самым жалким образом» (Ла Боэси. 1952. С. 8) служат властелину, проявляющему по отношению к ним жестокость и презрение. Тиран обыкновенно совсем не обладает выдающимися способностями, это – отнюдь не Геркулес, а заурядный, трусливый и ничтожный человек, совершенно не способный к управлению. Народы принимают добровольное рабство, ибо сила, принуждающая их к подчинению, не слишком велика. Люди отдают свою жизнь, своих близких и имущество в распоряжение властителя, не имеющего на все это никаких прав. Вся сила тирана заимствована у подданных, его могущество поддерживается только их руками. Между тем даже животные защищают свободу всеми доступными им способами – рогами, клыками, когтями. Великие деяния, обусловленные стремлением защитить свободу, совершались и древними героями – достаточно вспомнить греко-персидские войны. Свобода – естественное право человека. Основной причиной добровольного рабства народов Ла Боэси считает привычку. Первоначально подчинение людей осуществляется двумя путями: иноземным завоеванием и обманом. Затем подчинение входит в привычку у последующих поколений. Тех, кто не застал свободы, трудно убедить вступить в борьбу за неё. Кроме того, в сохранении несправедливого строя заинтересовано окружение тирана. Обычно это четыре – шесть человек, входящих в круг его ближайших приспешников. У каждого из них есть свои подручные, их общее количество уже около шестисот. Далее, у подручных имеются подчинённые им служители, тех уже шесть тысяч. Наконец, у них также есть ещё более широкий круг пособников. Согласно Ла Боэси, освободиться от тирании легко, достаточно всем жителям страны прекратить выполнять распоряжения властей. Нет необходимости в насилии: самим фактом всеобщего неповиновения господство тирана будет ниспровергнуто.
Идеи Ла Боэси повлияли на взгляды представителей философии Просвещения, а также на Ф. Ламенне, О. Вермореля, Л. Н. Толстого, опубликовавшего перевод фрагментов его главного труда. Современные исследователи нередко относят Ла Боэси к теоретическим предшественникам анархизма.