#Французские философы
Французские философы
Тег

Французские философы

Французские философы
Найденo 62 статьи
Литераторы
Филипп Канцлер
Фили́пп Ка́нцлер (между 1160 и 1170, Париж – 26.12.1236, там же), французский поэт, теолог, философ. Установлена подлинность 83 поэтических произведений Филиппа, ещё несколько десятков литературных текстов ему приписываются на стилистических основаниях; 6 стихотворений вошли в знаменитый поэтический сборник Carmina Burana. Филипп виртуозно пользовался приёмами классической и средневековой риторики, в аллегориях и метафорах обыгрывал не только общеизвестные библейские образы и сюжеты, но и классические труды (например, двустишия Катона – в кондукте «Fas et nefas ambulant»). Кондукты на его тексты «Dic Christi veritas» (и контрафактура «Bulla fulminante»), «Luto carens et latere», «O Maria virginei flos» и другие с конца 1980-х гг. прочно вошли в репертуар ансамблей средневековой музыки. Как теолог и философ приобрёл известность благодаря трактату «Сумма о благе» [«Summa de bono», альтернативное название – «Сумма теологических вопросов» («Summa quaestionum theologicarum»); написан в 1230-е гг.].
Литература
Литераторы
Камю Альбер
Камю́ Альбе́р (1913–1960), французский писатель. Исследовал экзистенциалистские проблемы абсурда бытия и вытекающего из него бунта, свободы человека и переживания им пограничной ситуации, личной ответственности (философские работы «Миф о Сизифе», 1942, и «Бунтующий человек», 1951). В художественной литературе раскрыл эти темы в повести «Посторонний» (1942) о «естественном человеке», отделившемся от общества, пьесе «Калигула» (1944) о бунте диктатора против бессмысленности существования, романе «Чума» (1947) – хронике жизни поражённого эпидемией города и др. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).
Альбер Камю. 1957
Богословы
Гуго Сен-Викторский
Гу́го Сен-Викто́рский (около 1096 – 1141), богослов и библейский экзегет. В 7 книгах «Дидаскаликона», написанных им, изложена систематическая программа христианского образования, которая включала в себя классификацию философских наук, основанную на концепции Аристотеля в переложении Боэция и выделяющую науки логические, теоретические, практические и механические. Из рассматриваемых Гуго Сен-Викторским четырёх способов богопознания два осуществляются посредством разума и два через Откровение: это внутреннее озарение души, стремящейся к Богу (лат. aspiratio), и внешнее учение о Нём, подкрепляемое чудесными знамениями (лат. doctrina).
Гуго Сен-Викторский. Миниатюра из теологических трактатов: «Подвиги Теодориха», «жизнь Кассиодора Сенатора», «дидактика Гуго Сен-Викторского». 1176–1177
Философы
Мунье Эмманюэль
Мунье́ Эмманюэ́ль (1905–1950), французский католический философ, основатель персонализма во Франции. Дал теоретическую основу различным направлениям католической социальной теологии. Персоналистская версия христианства способствовала переориентации официальной доктрины современного католицизма. На идеи персонализма опирался глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II. Ключевые понятия философии Мунье – личность, творчество, трансценденция, межличностное общение и др. – в значительной степени определяются через художественное творчество и искусство: в акте художественного творчества человек осуществляет себя как свободный целеполагающий субъект. Разработку теории личности Мунье продолжил и дополнил П. Рикёр.
Эмманюэль Мунье. 1932
События в сфере науки и образования
Жан Валь в годы немецкой оккупации
Жан Валь в годы немецкой оккупации. В июне 1940 г. немецкие войска заняли Париж. Ж. А. Валь, благодаря помощи трёх китайских студентов, смог покинуть город за день до оккупации и скрывался на юге Франции у родителей. Это помогло ему избежать ареста. С наступлением учебного года в сентябре он вернулся в Париж, но в октябре на территории оккупированной Франции начали действовать расовые законы, принятые режимом «Виши». Валя отстранили от преподавания в Сорбонне, но ареста снова не последовало, возможно, потому что в бумагах он числился французом. До конца учебного года Валь вёл домашние семинары по М. Хайдеггеру и Ф. Гёльдерлину, одновременно работая библиотекарем фонда Бергсона. То, что семинары были посвящены немецким философу и поэту, притом философу – члену НСДАП, льстило немцам, возможно, отчасти поэтому гестапо взялось за Валя только в июле 1941 г., после его публичных высказываний против коллаборационизма. По свидетельству современников, Валь примкнул к Сопротивлению, но не соблюдал предосторожности ни в частной жизни (не пряча листовки от гостей своей квартиры), ни в печати, в частности в публикации в литературном журнале La Nouvelle Revue Française.
Философия
1
2
3
4
5