Паскаль Блез
Паска́ль Блез (Blaise Pascal) (19.6.1623, Клермон-Ферран – 19.8.1662, Париж), французский писатель, мистик, религиозный философ, математик, физик. Родился в семье королевского советника, в 1626 г. потерял мать. В 1631 г. семья перебралась в Париж.
Первым увлечением Паскаля стала математика, с 12 лет он наравне с крупными учёными участвовал в работе научного кружка М. Мерсенна, в 16 лет написал «Опыт теории конических сечений» (Essay pour les coniques, 1640) с доказательством одной из основных теорем проективной геометрии – теоремы Паскаля. В 1639 г. с отцом, назначенным по приказу кардинала А. Ж. дю Плесси де Ришельё интендантом Нормандии, переехал в Руан, где изобрёл счётную машину («паскалина», совершенствовалась до 1649, стала прототипом арифмометра), чтобы облегчить подсчёты собранных налогов. Осенью 1646 г. познакомился с опытами Э. Торричелли и продолжил его эксперименты по измерению атмосферного давления, в результате которых подтвердил уменьшение атмосферного давления с высотой и сформулировал основной закон гидростатики (закон Паскаля). В 1654 г. открыл гидростатический парадокс. Основные физические выводы были изложены в «Новых опытах о пустоте» (Expériences nouvelles touchant le vide, 1647), в «Трактате о пустоте» (Traité du vide, сохранились фрагменты), «Трактате о равновесии жидкостей» (Traité de l’équilibre des liqueurs, издан посмертно в 1663), «Трактате о весе воздуха» (Traité de la pésanteur de la masse de l’air, издан в 1663). В честь Паскаля названа единица давления – паскаль.
С 1647 г. Паскаль жил в Париже, где познакомился с Р. Декартом, однако не принял его дедуктивного метода, признав приоритет эксперимента над теорией. После смерти отца (1651) сблизился с герцогом де Руанне и литераторами шевалье де Мере и Д. Миттоном, которые, будучи азартными игроками, пробудили интерес Паскаля к проблемам вероятности, ставшим центральными в его переписке с математиком П. Ферма в 1654 г. В это же время Паскаль написал «Трактат об арифметическом треугольнике» (Traité du triangle arithmétique, издан в 1665), а также ряд других работ об исчислении бесконечно малых. Используя метод математической индукции, Паскаль разработал подходы к вычислению площадей, объёмов и площадей поверхностей фигур, а также других задач, связанных с циклоидой, которые впоследствии были использованы Г. В. Лейбницем в создании интегрального исчисления и дифференциального исчисления. Среди других математических открытий Паскаля – способы вычисления биномиальных коэффициентов (см. Бином Ньютона), а также алгоритмы поиска признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число – трактат «О характере делимости чисел» (Caractères de divisibilité des nombres, 1654).
Ещё во время пребывания в Руане Паскаль начал активно интересоваться вопросами веры, в 1646 г. произошло его «первое обращение» после знакомства с доктриной аббата Сен-Сирана, активного проповедника янсенизма. Пережитый в ночь с 23 на 24 ноября 1654 г. мистический опыт окончательно обратил его ко Христу; описание пережитого откровения, озаглавленное «Огонь» («Feu»), было найдено после смерти Паскаля зашитым в подкладку одежды. С 1656 г. вёл полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Рояль. Широкую известность получили «Письма к провинциалу» (Les provinciales, печатались нелегально с января 1656 по март 1657, первое издание 1657 под псевдонимом Луи де Монтальт; русский перевод 1898), ставшие образцом французской сатирической прозы, в которых Паскаль подверг едким нападкам иезуитов, осудивших в Сорбонне доктрину янсенизма и его лидера А. Арно. Письма, высмеивавшие богословские диспуты Сорбонны, стали критикой всей казуистической философии и системы ценностей иезуитов, в т. ч. доктрины Л. де Молины о двух благодатях.
В течение жизни Паскаль, во многом вдохновлённый творчеством М. Монтеня, делал заметки и разрабатывал план к задуманному им большому труду «Апология христианской религии»; разрозненные афоризмы опубликованы после его смерти под названием «Мысли о религии и других вопросах» («Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets», 1669; с 18 в. сокращённое название «Мысли», русский перевод 1843). Утверждая, что Истина достижима только в «познаваемом сердцем» христианском Боге, Паскаль использовал эффектную прагматическую аргументацию (т. н. пари Паскаля): если Бог существует и я в него верю, то я обретаю Истину и бесконечность, если при этом Бога не существует, я ничего не теряю; но если Бог всё же существует, а я в него не верю, то я ничего не получаю, так почему бы не попробовать верить? Среди «малых» сочинений Паскаля о христианстве: записанная Н. Фонтеном беседа Паскаля с отшельником и духовным наставником Пор-Рояля Л.-И. де Саси, «Молитва, чтобы Бог дал мне употребить болезни во благо» (Prière pour demander à Dieu le bon usages des maladies, после 1659) и др.
Место Паскаля в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистического рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, Паскаль отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «Это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». Паскаль исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек – «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её»).
Творчество Паскаля оказало существенное воздействие на углубление психологизма французской классической прозы (М. де Севинье, М.-М. де Лафайет и др.), в т. ч. на развитие жанра афоризма во Франции (Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер и др.) и памфлетных эпистоляриев (Ш. Л. де Монтескьё и др.); французские экзистенциалисты считали Паскаля своим наставником. Идеи Паскаля получили значительную популярность в России во 2-й половине 19 в.; Л. Н. Толстой называл его «учителем человечества».