Эпикуреизм
Эпикуреи́зм, 1) система философских взглядов Эпикура и его школы; 2) философская традиция последователей Эпикура от Античности до Нового времени и современности. Эпикуреизм не следует смешивать с «эпикурейством», означающим в обыденном словоупотреблении жизненную позицию и поведение человека, склонного к погоне за удовольствиями (в противоположность аскетизму).
После смерти Эпикура по его завещанию преемником в должности схоларха (главы школы) в 271/270 г. до н. э. стал его ученик Гермарх из Митилены (ум. около 250 до н. э.), за которым последовали схолархи Полистрат (ум. 219/218 до н. э.), Дионисий из Ламптр (схоларх в 219/218 – 205/204 до н. э.) и Басилид Тирский (ум. 175 до н. э.). Настоящего расцвета афинский «Сад» (Κῆπος) Эпикура достиг при схолархе Аполлодоре по прозвищу Садовый тиран (Кепотюраннос) в 150–110 гг. до н. э. (автор около 400 сочинений). После него школу возглавил Зенон Сидонский (150–75 до н. э.; в 79 его слушал в Афинах молодой Цицерон); последние известные схолархи: Федр (138–70 до н. э.), также учитель Цицерона, посетивший Рим в 88 г. до н. э., и Патрон (оставался схолархом в 51 до н. э.). По свидетельству Цицерона, в середине 1 в. до н. э. школа Эпикура в Афинах была на грани исчезновения.
Между тем уже в эллинистическую эпоху эпикуреизм вышел далеко за пределы афинского «Сада» и распространился в Малую Азию: Филонид из Лаодикеи на Понте, Протарх из Баргилии и Деметрий Лаконский (около 150–75 до н. э.), учивший в Милете. В 80-х гг. до н. э. ученик Зенона Сидонского Филодем из Гадары переселился в Италию и открыл филиал «Сада» в Геркулануме, где на «Вилле папирусов» были найдены его многочисленные сочинения на папирусных свитках. Распространению эпикуреизма в Риме в 1 в. до н. э. способствовало популярное изложение доктрины Эпикура на латинском языке в дидактической поэме Лукреция «О природе вещей». Полемика с эпикурейцами в сочинении Цицерона свидетельствует, что эпикуреизм в эту эпоху стал модным философским течением в Риме. Предположительно ко 2 в. относится сочинение эпикурейца Диогениана с полемикой против учения стоика Хрисиппа о предопределении (отрывки в 4-й и 6-й книгах «Евангельского приготовления» Евсевия Кесарийского). О проникновении эпикуреизма даже в глухие уголки Римской империи в первые века нашей эры свидетельствует деятельность пылкого адепта Эпикура Диогена из Эноанды в Северной Ликии (ныне юго-западная Турция), который высек на мраморной стене портика своего родного города изложение учения Эпикура в назидание согражданам (по-разному датируется концом 2 в. или эпохой Адриана). Последний известный античный эпикуреец – эпиграмматический поэт Паллад на рубеже 4 и 5 вв.
Главными оппонентами эпикуреизма были представители платонизма, стоицизма и скептицизма. Креационизм, рационализм и бессмертие души Платона были непримиримы с механистическим детерминизмом, сенсуализмом и смертностью души у Эпикура. Уже Колот из Лампсака, ближайший ученик Эпикура, написал полемический трактат против Платона и высмеивал идеализм Парменида. Почти через 400 лет Плутарх, представитель среднего платонизма, ответил на эту критику в трактате «Против Колота», опровергая тем самым современных ему эпикурейцев.
В Средние века философия Эпикура была известна на Западе лишь по сочинениям Цицерона и критике Эпикура у отцов Церкви. Эпикуреизм был синонимом атеистической ереси, отрицавшей творение мира, божественное провидение и бессмертие души. Лишь в эпоху Возрождения Л. Валла в трактате «О наслаждении» («De voluptate», 1431) попытался оправдать гедонизм Эпикура, утверждая, что истинное благо для человека – удовольствие, а не добродетель, причём высшей формой удовольствия является райское блаженство, упоминаемое в Библии (paradisum voluptatis). Видными эпикурейцами в 16 в. были М. Монтень во Франции и Ф. Гвиччардини в Италии, эпикурейскими мотивами проникнута поэзия Л. Ариосто. Возрождение эпикуреизма и возвращение его на философскую сцену как влиятельного течения произошло в 17 в. во Франции благодаря П. Гассенди, который в ряде трактатов подверг критике телеологию и эссенциализм Аристотеля и выдвинул в качестве альтернативной парадигмы механистический атомизм Эпикура. В эпоху Просвещения Франция оставалась центром распространения эпикуреизма, сторонники которого называли себя либертинами (вольнодумцами; Ф. де Ларошфуко, Ш. Сент-Эвремон и др.). Атомизм эпикуреизма оказал влияние на Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха, а также на сенсуалистический эмпиризм Э. Б. де Кондильяка. Гедонистическая этика Эпикура лежит в основе этического утилитаризма И. Бентама и Дж. С. Милля. Влияние эпикуреизма прослеживается в философии Л. Фейербаха и молодого К. Маркса (диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», 1839–1841), в психологии (Г. Т. Фехнер, З. Фрейд). Ряд современных исследователей считает эпикуреизм и эпикурейские общины римского периода с их культом любви и дружбы связующим звеном между античной философией и ранним христианством (Witt N. W. de. Epicurus and his philosophy. Minneapolis, 1954).