Эль Греко
Эль Гре́ко (El Greco; настоящее имя Доменикос Теотокопулос, греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος) (около 1541, Кандия, ныне Ираклион – 7.4.1614, Толедо), греческий и испанский живописец.
Представитель искусства Позднего Возрождения и раннего барокко; синтезировал в своём творчестве элементы трёх художественных традиций – византийской, итальянской и испанской. Начинал своё творчество как иконописец в русле критской иконописной школы («Успение Богородицы», около 1565–1566, церковь Успения на о. Сирос). В 1567–1570 гг. в Венеции, учился в мастерской Тициана, где освоил масляную технику; испытал влияние и других представителей венецианской школы (Тинторетто, Я. Бассано): «Моденский триптих» (1567–1568, Галерея Эстенсе, Модена), «Изгнание торгующих из храма» (до 1570, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Исцеление слепого» (после 1570, Картинная галерея, Дрезден; около 1573, Национальная галерея, Парма) и др. С 1570 г. в Риме, где начал писать портреты: «Портрет Джулио Кловио» (1571, Музей Каподимонте, Неаполь) и др. В течение двух лет покровителем Эль Греко был кардинал А. Фарнезе, благодаря чему тот вошёл в круг римских интеллектуалов. С 1572 г. член академии Святого Луки; открыл собственную мастерскую. Для становления творческой манеры Эль Греко в этот период было важно знакомство с произведениями Корреджо, Пармиджанино и Микеланджело: в его произведениях появляются свойственные маньеризму иррациональная трактовка пространства, резкость красочных переходов, повышенная экспрессия образов («Пьета», около 1575, коллекция Испанского общества Америки, Нью-Йорк).
С 1577 г. в Испании: выполнил для Филиппа II алтарные образы «Поклонение имени Иисуса» (1578–1579) и «Мученичество святого Маврикия» (1580–1582, обе – в монастыре Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль), однако добиться расположения короля и получить должность придворного живописца ему не удалось. Поселился в Толедо, где прославился как мастер религиозных картин («Похороны графа Оргаса», 1586–1588, церковь Санто-Томе, Толедо; «Распятие», 1597–1600, Прадо, Мадрид; и др.) и портретист, способный дать точную психологическую характеристику модели («Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара», около 1600, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Портрет Ортенсио Феликса Парависино», 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.). Поиски Эль Греко в жанре портрета (использование нейтрального фона, передача неидеализированных черт лица) были созвучны исканиям испанских мастеров (А. Санчес Коэльо, Х. Пантоха де ла Крус) и предвосхитили достижения испанского портрета 17 в. В Испании Эль Греко выработал свой оригинальный стиль: господство холодных тонов в колорите, гармоничное созвучие больших красочных пятен, обилие рефлексов, вытянутые пропорции фигур (вплоть до их деформации и уподобления языкам пламени), резкие ракурсы, динамическое построение композиции и стремление к спиритуализации образов («Благовещение», 1597–1600, Прадо; «Снятие пятой печати», 1609–1614, Метрополитен-музей, и др.). В поздние годы обратился к пейзажу («Вид Толедо», около 1598–1599, Метрополитен-музей).
Работал также как скульптор (рельеф «Чудо святого Ильдефонса», около 1587, дерево, главная ризница кафедрального собора в Толедо) и архитектор: спроектировал три ретабло в церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в русле зодчества Высокого Возрождения (1577–1579) и др.