Латинская литература
Лати́нская литерату́ра, литература на латинском языке, создававшаяся преимущественно в Западной Европе начиная с 4–5 вв.
На протяжении почти всех Средних веков латынь была основным письменным языком Западной Европы; в дальнейшем, по мере формирования литератур на национальных языках, она постепенно вытеснялась из культурного обихода. Латинская литература является связующим звеном между Античностью и новыми национальными литературами. В Средние века в ней преобладали религиозные жанры (в прозе – жития, видения, проповеди, толкования библейских текстов; в поэзии – религиозно-дидактические поэмы, тексты гимнов, секвенций и др.); в эпоху Возрождения стало превалировать светское содержание с широким использованием античных жанровых форм (элегии, идиллии, стихотворные послания, сатиры, эпиграммы, стихи «на случай»).
В истории латинской литературы выделяются несколько периодов. Первый (4 – середина 8 вв.) характеризуется постепенным переходом от светского образования к церковному: если Боэций при всём интересе к богословию был мирянином и государственным деятелем, то его младший современник Кассиодор принялся за литературные труды, став в конце жизни монахом, а энциклопедист Исидор Севильский занимал епископскую кафедру. Монастыри в этот период были единственным местом, где читались и переписывались книги, в том числе античные, и где можно было получить образование. К ранним, но оказавшим значительное влияние на средневековую словесность памятникам латинской литературы относятся гимны Амвросия Медиоланского, «Исповедь» Аврелия Августина, «Психомахия» Пруденция – первая в истории европейской литературы аллегорическая поэма, энциклопедическое сочинение о семи свободных искусствах «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы. Среди авторов этого периода: папа Григорий I Великий, автор завоевавших широкую популярность «Диалогов...»; поэт и гимнограф Венанций Фортунат; историки Григорий Турский, писавший на народной латыни, и Беда Достопочтенный, в произведениях которого реализуется стремление к восстановлению античной риторической традиции.
Второй период (конец 8 – 9 вв.), получивший название «Каролингское возрождение», характеризуется значительным ростом интереса к античному литературному наследию. Латинская литература культивировалась учёной придворной «академией» – кружком образованных людей, созданным (в конце 8 в.) Карлом Великим. В разное время в него входили: историк и поэт, автор «Истории лангобардов» Павел Диакон; поэт и педагог, идейный вдохновитель кружка англосаксонский учёный Алкуин; поэт и церковный ритор вестгот по происхождению Теодульф Орлеанский; их ученики-франки – поэт Ангильберт, биограф Карла Великого Эйнхард и др. Члены кружка подражали античным образцам, в том числе и античной метрической форме, создавали схолии к античным памятникам (в том числе к «Науке поэзии» Горация – т. н. Венская схолия), но содержание их текстов было по-прежнему главным образом религиозным. Среди наследников кружка: философ-неоплатоник Иоанн Скот Эриугена, энциклопедист и поэт Храбан Мавр, поэт Валафрид Страбон, гимнограф Ноткер Заика, богослов Годескальк (Готшальк из Орбе), придворный поэт Седулий Скотт, создатель жанра, позднее названного «королевским зерцалом».
Следующий период (10 – середина 11 вв.) – германское «Оттоновское возрождение» – типологически весьма близок предыдущему, он также характеризуется повышенным интересом к античному наследию. Наиболее значительный представитель – поэтесса и драматург Хротсвита Гандерсгеймская, в её комедиях, созданных по образцу Публия Теренция Афра, прославляются добродетели христианских жён. К этому же периоду относятся произведения историка Лиутпранда Кремонского (10 в.), а также анонимный «Руодлиб» (середина 11 в.), первый европейский рыцарский роман в стихах. В 11 в. возникла светская любовная и дружеская лирика вагантов, выразительно представленная в произведениях Архипииты Кёльнского.
На конец 11 – начало 12 вв. приходится «Овидианское возрождение». Овидий стал излюбленным образцом для подражания, в его манере писали поэты Хильдеберт Турский (Лаварденский), Марбод Реннский, Бальдерик Бургейский. В ином ключе античные мифологические сюжеты разрабатывал Вальтер Шатильонский, автор учёной поэмы «Александреида». Культурный центр переместился из Германии во Францию, латинская литература становилась более светской и испытывала влияние идеологии рыцарства (трактат «О любви» Андрея Капеллана, между 1181 и 1186). В этот же период переживали расцвет жанры аллегорической поэмы («Антиклавдиан» Алана Лилльского), проповеди (Бернард Клервоский и др.). Огромной популярностью пользовалось сочинение Гонория Августодунского «Светильник» (около 1100), излагающее в хронологическом порядке (от Сотворения мира до Страшного суда) основы христианского вероучения и представлений о мире. Был создан уникальный для средневековой литературы образец автобиографии – написанное в подражание «Исповеди» Аврелия Августина произведение «О своей жизни» Гвиберта Ножанского (1114–1115). Среди поэтов 12 в. выделяются музыкант и автор секвенций Адам Сен-Викторский, гимнограф, мистик и музыкант Хильдегарда Бингенская.
В позднесредневековый период (конец 12 – 14 вв.), характеризующийся усилением роли университетов, которые постепенно вытесняли духовенство с первых ролей в процессе образования, переживала расцвет философско-теологическая проза (Фома Аквинский, Бонавентура, Альберт Великий, Иоанн Дунс Скот, Р. Бэкон, У. Оккам), создавались первые в постантичную эпоху трактаты по поэтике (Гальфрид Винсальвский, Иоанн де Гарландия). Составлялись популярные своды житий («Золотая легенда» Якова Ворагинского), исторических и нравоучительных анекдотов и рассказов («Римские деяния»), развивалась мистическая литература (Фома Кемпийский), появлялись дидактические произведения, отражающие типичные для эпохи народные верования и представления о сверхъестественном [«Диалоги о чудесах» Цезария Хайстербахского (Гейстербахского), 1219–1223], создавались схоластические энциклопедии («Великое зерцало» Винсента из Бове).
С началом периода Возрождения и распространением культа античных авторов латинская литература практически полностью преобразовалась в светскую, а латынь превратилась в инструмент гуманистов-эрудитов; культивировалась изысканная латинская проза, подражающая Цицерону, имитировались античные стихотворные формы. Культурный центр переместился в Италию. Среди выдающихся представителей латинской литературы 14–16 вв.: Франческо Петрарка, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанн Секунд, К. Цельтис, Эразм Роттердамский, Ф. Дедекинд, Томас Мор; жанровый диапазон их произведений простирается от небольших анекдотов – фацеций (П. Браччолини) до монументального стихотворного эпоса («Африка» Петрарки).
С 17 в. латинская литература постепенно иссякала, сохраняясь лишь в поэтических упражнениях (от Дж. Мильтона до Дж. Пасколи), в науке (Б. Спиноза, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода) и в обиходе Римско-католической церкви.