Сковорода Григорий Саввич
Сковорода́ Григо́рий Са́ввич [22.11(3.12).1722, село Чернухи, Лубенский полк, Киевская губерния, Российская империя, ныне Полтавская область, Украина – 29.10(9.11).1794, село Ивановка, Российская империя, ныне Сковородиновка, Харьковская область, Украина], украинский и российский философ, поэт, педагог, музыкант. Родился в казацкой семье. В 1734–1753 гг. учился в Киево-Moгилянской академии, где слушал лекции Георгия (Конисского). В 1751, 1759–1769 гг. преподавал в коллегиумах Переяслава и Харькова. С 1769 г. вёл жизнь странствующего философа («старчика»). Сочинения (философские диалоги и трактаты, басни, стихотворения, письма) Сковороды распространялись в рукописных копиях. В отличие от преобладающего в академии схоластизированного аристотелизма, философия Сковороды – персоналистически истолкованный платонизм. В центре её – учение о трёх «мирах» («макрокосм» – Вселенная, «микрокосм» – человек и социум, «мир символов» – Библия, мифология, фольклор, философские сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека – сквозь видимую «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть «натуру» невидимую – «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трёх «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов, парадигму общественного устроения (совокупность «сродностей»), духовный смысл сакрального текста. Путь – самопознание, постижение и реализация своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определённой форме общественно значимого труда, мастерству). Цель и результат – счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа – свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона Александрийского, Климента Александрийского и Оригена) интерпретация мира символов, исполнение заповедей и педагогической («сократической») функции воспитания людей в добродетели.
Поэтический сборник Сковороды «Сад божественных песней, прозябший из зерн Священного Писания» (между 1753 и 1785), а также отдельные, в том числе написанные латынью, стихотворения демонстрируют изощрённое мастерство барочного поэта-реформатора (применение неточных рифм, использование не только привычных для украинской силлабики 17–18 вв. женских, но и мужских рифм, исключительное богатство строфики, жанровое многообразие) в сочетании с вдохновением религиозного мыслителя, разрабатываюшего метафизические темы жизни и смерти, мира-как-театра, суетности мирских желаний, жизни-пути, свободы от страстей, счастья и покоя, и др. Сборник «Басни Харьковские» (эзоповские и оригинальные сюжеты) представляет этот прозаический жанр как ещё одну литературную форму для выражения философского содержания. Ценным является эпистолярное наследие Сковороды, прежде всего латиноязычные письма ученику и другу М. И. Коваленскому. Сковороде принадлежат также переводы-переложения из Плутарха («О тишине сердца» и др.), Цицерона («О старости»), Горация и др.
Идеи и образы Сковороды получили разработку у В. Т. Нарежного, Н. В. Гоголя, П. Д. Юркевича, Т. Г. Шевченко, П. А. Кулиша, Н. С. Лескова, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского, Андрея Белого, П. Г. Тычины, М. А. Булгакова, Арсения А. Тарковского и др.