Алан Лилльский
Ала́н Ли́лльский (фр. Alain de Lille, лат. Alanus de Insulis) (около 1128, Лилль – 1203, Сито, ныне департамент Кот-д’Ор), французский философ-богослов и поэт. Из записей хронистов известно, что он был «знаменитым учителем», «много писал» и умер, как и его друг Тьерри Шартрский, цистерцианским монахом. Из его сочинений видно, что он мог учиться у Бернарда Сильвестра в шартрской школе, преподавал богословие в Париже и проповедовал против катаров в Провансе. Судя по сохранившимся рукописям и инкунабулам, наиболее широкого читателя Алан Лилльский имел в 15 в., когда приобрёл легендарные черты; он «знал всё, что человек может знать», назывался doctor universalis.
Бесспорно Алану Лилльскому принадлежат: 134 «Правила», «теологические максимы» как первоосновы богословской науки; сумма «Различения» («Quot modis») в форме энциклопедического словаря с разбором библейских понятий по трём уровням смысла; частично сохранившаяся богословская сумма о добродетели, грехах и законах «небесного права»; первый на латинском Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; полемический трактат «О католической вере» («Против альбигойцев, вальденсов, иудеев и сарацин», 1185–1200); «Книга покаяния, сиречь Исправитель и врач для всякого возраста и обоего пола»; краткое «Искусство проповеди» («Summa de arte predicatoria») с приложением 44 гомилий.
Наиболее известны «светские» сочинения Алана Лилльского: «Плач природы» («De planctu naturae», 1160–1170), философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах, восславление природы как «наместницы Бога», оскорбляемой противоестественными пороками; аллегорическая эпопея «Антиклавдиан» (как бы нечто обратное очернению героя в одной инвективе поэта 4 в. Клавдиана) – космическая панорама, где сотворение в небесах совершенного юноши, призванного возродить пошатнувшееся человеческое достоинство, и его бой с пороками дают автору повод подробно описать построенную из «свободных искусств» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца Природы, общее мироустройство, истечение ума и души от Бога. Мысль Алана Лилльского можно представить как развёрнутый комментарий к Платону, Аристотелю, «герметическим» книгам, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской школой его сближают космизм, теория мировой души, природы как заместительницы Бога, любовь к классической античности. Природа разумна и закономерна, мышление подвластно логике, однако «природа не знает природы своего порождения», а мысль для познания собственных истоков нуждается в вере и таинственной теологии (поднявшись к небу, кони человеческих способностей и умений начинают спотыкаться). Природное познание «разумением готовит веру» (intelligo ut credam), мистическое – «верой готовит разумение» (credo ut intelligam).
Блестящая и энергичная латынь Алана Лилльского изобилует контрастами и парадоксами. Его аллегоризм имел продолжение в литературе («Роман о розе»), аксиоматический метод – в комбинаторике Р. Луллия и далее Николая Кузанского, его антропология, космизм, моралистический и риторический пафос – в философии Возрождения.