Адам Сен-Викторский
Ада́м Сен-Викто́рский (лат. Adamus de Sancto Victore, Adamus Sancti Victoris Parisiensis, франц. Adam de Saint-Victor) (предположительно 1110-е, Бретань – после 1145, аббатство Сен-Виктор), латинский поэт. Один из создателей поздней, т. н. метрической формы секвенции.
Происходил из состоятельной семьи. Имена его родителей, Гунтер и Беатрис, известны из поминальных списков собора Парижской Богоматери и аббатства Сен-Виктор. Входил в клир собора Парижской Богоматери. В грамоте 1107 г. впервые был назван «прецентором» собора (лат. Adam Praecentor); также на него ссылаются и в позднейших документах 12 в. Прецентор в ту эпоху был не столько главным певчим (от лат. praecentor, буквально – запевала), сколько должен был контролировать правильное отправление богослужения в целом, выполнял в храме и другие административные обязанности.
Сложные отношения между Сен-Викторским аббатством и cобором Парижской Богоматери, архидиакон которого, Стефан Гарландский, пытался получить власть, равную власти епископа и подчинить себе монастырь, вынудили Адама покинуть ряды соборного клира и переселиться в Сен-Виктор, где позднее он участвовал в делах обители (сохранились две грамоты 1130–1140-х гг., в которых упоминается его имя), при этом номинально занимая прежнюю должность при соборе. В монастыре он и умер, вероятно после 1145 г., поскольку новый прецентор собора подписал грамоту только в 1146 г.
Творчество Адама Сен-Викторского высоко оценивалось на протяжении всего Средневековья, его секвенции пересказывали и переводили на народные языки, ему приписывали авторство всех метрических секвенций, написанных в 12 в.
Доминиканец Фома из Кантемпре (13 в.) записал устное предание о чуде, связанном с одним из самых известных творений Адама: «…в то время как досточтимый наставник Адам, каноник [монастыря] Сен-Виктор в Париже диктовал секвенцию "Salve mater salvatoris", он произнес следующий стих песнопения, а именно: "Честь Тебе, Благая Матерь,/ Троицы Святой обитель,/ Ложе Трисиянное". Преславная Дева явилась ему, и, пока он размышлял, словно в благодарность за хвалу и почесть, приветствуя его, склонила голову в глубочайшем смирении».
Адам Сен-Викторский не был богословом в общепринятом смысле слова, т. е. не оставил после себя трактатов, однако в монастыре он жил в той же культурной атмосфере, что и его современник Гуго Сен-Викторский. Секвенции Адама в простой и понятной форме, лёгкой для запоминания, раскрывают общие для богословия викторианцев темы: почитание Святой Троицы, Христа, Пресвятой Богородицы, святых, интерес к Священной истории, символизм видимого мира.
Адаму Сен-Викторскому приписывают тексты секвенций «Laudes crucis attollamus», «Mundi renovatio», «O Maria, stella maris» (на музыкальном материале популярного гимна «Ave maris stella»), «Zyma vetus expurgatur» и некоторых других. В большинстве своём они написаны трёхстрочными хореическими строфами («терцетами»), где первые две строки на одну рифму, а третья – на другую. Особым примером использования символов стала секвенция «Salve mater salvatoris» («Радуйся, Мать Спасителя»), состоящая из 24 строф, в каждой строке которых даётся не повторяющийся более в этом песнопении образ. Предположительно, исполнение этой секвенции заменяло собой чтение акафиста Благовещению, состоящего из 24 песнопений по числу букв греческого алфавита.
Мелодический материал секвенций, как было повсеместно принято в 11–12 вв., не авторизован, одну и ту же мелодию (по принципу контрафактуры) поэты (преимущество безымянные) подтекстовывали своими новыми стихами. Так, например, на мелодию «Laudes crucis» положено около десятка секвенций с разными текстами (см. сводку у Fassler. 1984. P. 252). По этой причине суждения о «композиторском вкладе» Адама Сен-Викторского, не подкреплённые никакими авторизованными документами, носят гипотетический характер.