Эпиграмма
Эпигра́мма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись), 1) в античной поэзии – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания (сначала – посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи), написанное элегическим дистихом. Эпиграмма возникла в греческой поэзии 7–6 вв. до н. э., расцвет её относится к 3 в. до н. э. – 1 в. н. э. (см. Палатинская антология, Марциал), традиции держатся в латинской поэзии Средних веков и Возрождения, а отчасти и позднее [«Венецианские эпиграммы» («Venezianischen Epigramme», 1796) И. В. Гёте].
2) В новоевропейской поэзии – короткие сатирические стихотворения, обычно с острóтой (пуантом) в конце, отчасти перерабатывающие традиционные марциаловские мотивы (К. Маро, Вольтер, Ж.-Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, Р. Бёрнс, А. П. Сумароков и др.), отчасти откликающиеся на злободневные, порой политические события (А. С. Пушкин, эпиграммы на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина и др.). Первая тенденция угасла в 19 в., вторая продолжила существовать как в устной, так и в письменной форме (С. А. Соболевский, Ф. И. Тютчев, Д. Д. Минаев, Демьян Бедный, В. В. Маяковский, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, Н. И. Глазков и др.).