Публий Теренций Афр
Пу́блий Тере́нций Афр (Publius Terentius Afer) (между 195 и 184 до н. э., Карфаген – 159 или 158, предположительно Греция), древнеримский комедиограф.
Вольноотпущенник сенатора Теренция Лукана; вероятно, с детства воспитывался в Риме. Имя Афр указывает на карфагенское происхождение, но не позволяет определить национальность. Сведения о жизни после 160 г. до н. э. отсутствуют; предположительно он отправился в Пергам, центр эллинистической учёности, и погиб в пути. Сохранились комментарии Элия Доната к произведениям Теренция, которые включают его биографию (восходит к сочинению «О поэтах» Светония Транквилла); дошли также справки (дидаскалии) о дате и обстоятельствах постановки комедий.
Автор 6 полностью сохранившихся комедий, поставленных в 166–160 гг. до н. э.: «Андрия» (или «Девушка с Андроса», «Andria»), «Свекровь» («Hecyra»), «Самоистязатель» («Heautontimorumenos»), «Формион» («Phormio»), «Евнух» («Eunuchus») и «Братья» («Adelphoe»). Сочинял в жанре паллиаты, переводя и переделывая произведения поэтов новой аттической комедии: Аполлодора из Кариста («Самоистязатель» и «Формион») и Менандра (остальные тексты). Часто прибегал к контаминации (т. е. вставлял в комедию-основу сцены и характеры из других греческих и латинских комедий): комедия «Братья» была расширена вставным эпизодом, взятым из паллиаты Плавта «Вместе умирающие»; в комедию «Евнух» добавлены роли хвастливого воина и парасита из «Льстеца» Менандра. Действие в пьесах Теренция основано на стереотипных ситуациях и сюжетных ходах новоаттической комедии, однако в них значительно меньше гротеска и полностью исключён откровенный эротизм. Значительно развил ситуации, раскрывающие чувства и мотивации персонажей, сосредоточился на характерах героев, благодаря чему стал возможен тонкий этический анализ конфликтов из обыденной жизни.
В Риме эпохи Империи комедии Теренция стали текстами для чтения. Античные критики считали его наиболее изящным и утончённым из римских комедиографов, он был признан одним из основных школьных авторов (впервые упоминается в этом качестве у Квинтилиана). Пьесы Теренция были популярны в Средние века, хотя признавалось, что они противоречат христианской морали. С эпохи Возрождения изучение Теренция считалось средством нравственного воспитания; комедии ценились как образец латинского красноречия.
Старейшая сохранившаяся рукопись произведений датируется около 400 г.; первые печатные издания Теренция вышли в 1469–1470 гг. в Страсбурге и Венеции. Первый русский перевод выполнен В. К. Тредиаковским (комедия «Евнух», 1752). В 1773–1774 гг. издан полный русский перевод пьес Теренция (с параллельным латинским текстом).
Творчество оказало значительное влияние на древнеримскую драматургию (в том числе на становление тогаты), а также последующее развитие европейского театра как на латинском, так и на национальных языках.