#Писатели эпохи Возрождения
Писатели эпохи Возрождения
Тег

Писатели эпохи Возрождения

Писатели эпохи Возрождения
Найденo 16 статей
Литература
Направления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе
Латинская литература
Лати́нская литерату́ра, литература на латинском языке, создававшаяся преимущественно в Западной Европе начиная с 4–5 вв. Связующее звено между Античностью и новыми национальными литературами. В Средние века преобладали религиозные жанры; в эпоху Возрождения превалировало светское содержание с широким использованием античных жанровых форм. К ранним памятникам относятся гимны Амвросия Медиоланского, «Исповедь» Аврелия Августина, аллегорическая поэма «Психомахия» Пруденция, энциклопедическое сочинение «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы. Среди выдающихся представителей латинской литературы 14–16 вв.: Франческо Петрарка, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанн Секунд, К. Цельтис, Эразм Роттердамский, Ф. Дедекинд, Томас Мор.
Исследователи, интеллектуалы
Макиавелли Никколо
Макиаве́лли Никколо́ (1469–1527), итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. С 1494 г. находился на государственной службе во Флорентийской республике. В течение четырнадцати лет выполнял поручения правительства, направлялся с посольствами в различные государства. В 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, отстранён от дел, позднее по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке, но вскоре амнистирован. В 1526 г. привлечён Ф. Гвиччардини к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Автор ряда произведений различного жанра. Два его самых известных трактата – «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Государь», создавались параллельно и дополняли друг друга. Макиавелли считал, что развитие истории происходит циклически; смена форм правления (демократии, аристократии, монархии и соответственно противостоящих им анархии, олигархии, тирании) обусловлена нравственным состоянием народа. В «Рассуждениях» он отдавал предпочтение республике, однако в «Государе» выступал за единоличную власть, «нового государя», наделённого доблестью и величием души. Именно такой государь, по мнению Макиавелли, способен восстановить разорённую внутренними усобицами и внешними вторжениями Италию.
Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли. 2-я половина 16 в.
Литераторы
Боккаччо Джованни
Бокка́ччо Джова́нни (1313–1375), итальянский писатель. В поэмах неаполитанского периода исходный эпико-романический материал насыщен лирическим началом: «Охота Дианы» (создана около 1334–1338), «Филострато» (создана около 1335), «Тезеида» (создана около 1339–1341). В «Декамероне» (создан около 1349–1351, опубликован в 1471) – книге, заложившей основу жанра новеллы, – радикально трансформировал традицию короткого повествования: рассказ лишился автономности, вошёл в состав единой книги; полностью устранился внеповествовательный дидактизм; в центр повествования ставился парадоксальный сюжетный поворот; конфликт драматизировался и частично интериоризировался; новелла, по сравнению с её средневековыми источниками, существенно повысила свой статус в литературной иерархии.
Рудольф Хоффманн. Портрет Джованни Боккаччо. 1856
Литераторы
Рабле Франсуа
Рабле́ Франсуа́ (1483 или 1494 – 1553), французский гуманист, писатель, врач. Прославился романом «Гаргантюа и Пантагрюэль» (книги 1–4, 1532–1552, атрибуция 5-й книги, 1564, спорна), представляющим собой вершину французского литературного Возрождения, синтез гуманистических идей и смеховой «ярмарочной» словесности. Обладая всеми характерными признаками народной книги, это произведение вобрало в себя – пародийно переосмыслив – едва ли не все национальные жанры, а также приёмы, стили и типы персонажей.
Портрет Франсуа Рабле. 16 в.
Произведение художественной литературы
«Письма тёмных людей»
«Пи́сьма тёмных люде́й», немецкий сатирический памфлет, написанный на латинском языке (с незначительными вкраплениями немецкого языка) гуманистами К. Рубианом, У. фон Гуттеном и Г. Бушем (части 1–2, 1515–1517, издан анонимно). В нём в остроумной форме поднимаются вопросы о безнравственности католического духовенства, об индульгенциях, религиозном фанатизме, невежестве «учёных» схоластов. Способствовал зарождению Реформации в Германии.
Письма тёмных людей. 1556. Титульный лист
Исследователи, интеллектуалы
Томас Мор
То́мас Мор (1478–1535), английский гуманист, социальный мыслитель и государственный деятель. Наиболее значимой его работой принято считать книгу «Утопия» (1516). В этой книге Т. Мор представил своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства. В 1529–1532 гг. исполнял обязанности лорда-канцлера Англии. Не поддержал Реформацию, критиковал религиозные взгляды М. Лютера и У. Тиндейла, препятствовал распространению протестантизма в Англии. В 1530 г. между Т. Мором и английским королём Генрихом VIII возникли разногласия. В частности, Т. Мор отказался подписать письмо к папе Римскому с просьбой аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской. Т. Мор также отказался от присяги по Акту о престолонаследии, поскольку не признавал короля главой Церкви Англии. В 1535 г. был обвинён в государственной измене и казнён. Причислен к лику католических и англиканских святых.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527
Литераторы
Тассо Торквато
Та́ссо Торква́то (1544–1595), итальянский поэт. В драме «Аминта» (1581), отмеченной идеализирующим пафосом, придал пасторальному миру черты вневременной утопии и через систему аллюзий соотнёс его с современностью. Героическая поэма «Освобождённый Иерусалим» (1581), написанная в русле маньеризма, посвящена кульминационному событию 1-го крестового похода – осаде и взятию Иерусалима; ей присущи сочетание противоположных точек зрения, двойственность стиля и идейного содержания. В поэме «Семь дней сотворения мира» (1608) доминирует религиозная дидактика. История жизни Тассо легла в основу драмы И. В. Гёте «Торквато Тассо» (1790), поэмы Дж. Байрона «Жалоба Тассо» (1817), «драматической фантазии» Н. В. Кукольника «Торквато Тассо» (1833).
Джакомо Луццати. Портрет Торквато Тассо
1
2