Ярославская область. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Яросла́вской о́бласти. На территории Ярославской области сохранились многочисленные памятники архитектуры и произведения монументальной и станковой живописи со Средних веков.
Древнейшие памятники искусства на территории Ярославской области – керамика (с неолита), металлические украшения бронзового и раннего железного веков. Богатейшие коллекции местных и привозных произведений раннесредневековых художественных ремёсел связаны с Сарским археологическим комплексом, Тимерёвскими поселениями и могильником.
Архитектура
С 11 в. возводятся деревянные храмы (Успенская церковь в Ростове, не сохранилась); в середине 12 в. – белокаменные Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Ростове (заложен в 1161, не сохранился); в начале 13 в. – Успенские соборы в Ростове (1204–1221) и Ярославле (1215–1219), Спасо-Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле (1216–1224; все не сохранились).
Новый подъём строительства произошёл в 4-й четверти 15 – 1-й четверти 16 вв. Возведены: Покровский собор Покровского Паисиева монастыря (1479–1483, взорван в конце 1930-х гг.) и двухэтажные княжеские палаты (1480-е гг.) в Угличе; пятиглавый шестистолпный Успенский собор в Ростове (1508–1512), трёхглавый четырёхстолпный Спасо-Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле (около 1508–1515), Успенский собор в Ярославле (начало 16 в., не сохранился), Борисоглебский собор в Борисоглебском монастыре (1522–1524).
Среди построек 1530-х – 1580-х гг.: соборы Данилово-Троицкого монастыря и Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском, Никитского монастыря, Авраамиева монастыря в Ростове, бесстолпная Вознесенская церковь в Ростове (1566); шатровые церкви в селе Елизарово (Святого Никиты Мученика, 1566–1567) и в Переславле-Залесском (Святого Петра Митрополита; 1585). Использование шатров в перекрытиях храмов продолжено в 17 в.: трёхшатровая Успенская («Дивная») церковь (1626–1628 или около 1638) Алексеевского монастыря в Угличе, увенчанные малыми шатрами Владимирская церковь на Божедомке в Ярославле (в честь Владимирской иконы Божией Матери; 1670–1678) и Троицкая церковь Александровой пустыни (1678; сохранились руины).
В 1620-х – 1640-х гг. сложилась ярославская школа зодчества с характерными для неё сложными ансамблями храмов (в том числе в слободе Коровники в Ярославле). Возведены: Крестовоздвиженский собор в Романове (ныне Тутаев; предположительно 1630-е гг. – 1658), двухстолпный Спасо-Преображенский собор (1644–1647) Геннадиева монастыря в деревне Слобода (1520-е гг., закрыт в 1920-х гг., возрождён в 1995), церковь Пророка Илии в Ярославле (1647–1650), Воскресенский собор в Борисоглебске (ныне Тутаев; нижняя часть – около 1650 – 1652; верхний храм – 1670–1675).
По замыслу митрополита Ионы (Сысоевича) во 2-й половине 17 в. построен ансамбль Митрополичьего двора в Ростове с характерными Святыми воротами, повторёнными в Борисоглебском монастыре в посёлке Борисоглебский. В 17 – начале 18 вв. отстроены Толгский монастырь, Николо-Улейминский монастырь в селе Улейма (15 в., закрыт в 1920-х гг., возрождён в 1992 как старообрядческий). Сохранились Власьевская и Волжская башни кремля (около 1660), митрополичьи палаты (Соборный дом; 1680-е гг.; все – в Ярославле); деревянная церковь Святого Иоанна Богослова в селе Богослов (предположительно 1687).
В 3-й трети 17 – 18 вв. продолжили возводить монументальные пятиглавые храмы: уникальная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле с двумя пятиглавыми приделами (1671–1687), соборы Воскресенского монастыря в Угличе (1674–1677) и бывшего Петровского монастыря в Ростове (1682, разрушен в 1932–1933), церковь Апостолов Петра и Павла в Ярославле (1691, снесена в 1937), Богоявленская церковь в деревне Хопылёво (завершена в 1701), церковь Рождества Богородицы в селе Великое (1712), Спасо-Преображенский собор в Угличе (между 1700 и 1713), Воскресенская церковь в деревне Бурмакино (1739) и др. Традиционны по своей композиции, но менее монументальны церкви: Троицкая в деревне Аристово (1668–1681), Казанской иконы Божией Матери в селе Сарафоново (2-я половина 17 в.) и в селе Скнятиново (1693), Спасо-Преображенская в селе Никольское (1700), Рождества Богородицы (около 1700) и Воскресенский собор (1700–17) в селе Некрасовское (бывший посад Большие Соли), Никольская в селе Угодичи (1707), Казанская в селе Заозерье (1730), Троицкая в селе Толбухино (1732), Воскресенская в селе Вятское (1750), Святителя Василия Великого в селе Деревни (1797).
Новаторские элементы проявились в Троицкой церкви в селе Дивная Гора (1674–1694), Никольском соборе в Свято-Никольском монастыре в Переславле-Залесском (1680–1721; снесён в 1937), в церкви Апостолов Петра и Павла в Ярославле (1736–1744; в стиле петровского барокко). По типу «восьмерик на четверике» построены: Троицкая церковь в селе Большая Брембола (1706), Воскресенская церковь в селе Красное (1707), Успенский собор Кассианова Учемского монастыря (1711–1713; взорван около 1940), церкви Святой Параскевы Пятницы в селе Большое Село (1747), Владимирской иконы Божией Матери в селе Ильинское (1785).
Под влиянием елизаветинского барокко возведены: Успенский собор (1753–1761) Горицкого Успенского монастыря в Переславле-Залесском, 16-лепестковая в плане центрическая церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба (1770), двухэтажная Воскресенская церковь в селе Фроловское (1787), церковь Рождества Христова в Угличе (1801–1821; разрушена в 1930-х гг.).
В 4-й четверти 18 в. разработаны регулярные планы Ярославля (1778, возможно архитектор И. Е. Старов), Ростова (1779), Мышкина (1780), Углича, Любима, Пошехонья, Романова (ныне Тутаев), Рыбинска (все – 1784). Застройка в стиле классицизма осуществлялась по проектам архитекторов Э. М. Левенгагена, П. Я. Панькова. Сохранились торговые ряды в Любиме и Ярославле (конец 18 в.), Ростове (1780–1798), Пошехонье (около 1835), селе Великое (середина 19 в.). Здание Демидовского лицея в Ярославле с 12-колонным портиком (1805) пострадало от пожара в ходе Ярославского восстания 1918 г. и разобрано в 1929 г.
Среди построек в стиле классицизма: Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове; Никитская церковь в посёлке Поречье-Рыбное (1779–1799; с колокольней высотой 94 м), церковь Рождества Богородицы в селе Николо-Перевоз (1796), церковь Корсунской иконы Божией Матери в селе Дёгтево (1802–1819), ротондальная церковь Рождества Богородицы в деревне Новополево (1808). Сохранились пятиглавые ампирные соборы: Успенский в Мышкине (1805–1820, итальянский архитектор И. Манфрини), Казанской иконы Божией Матери в Казанском монастыре в Ярославле (1835–1838, архитектор А. И. Мельников; освящён в 1845), Спасо-Преображенский в Рыбинске (1838–1845, архитекторы Мельников, И. И. и Л. И. Шарлемани, П. И. Висконти).
Среди усадеб 18 в.: Петровское Михалковых в Рыбинске (руины главного дома, 1730-е гг., перестроен в 1810-х и 1920-х гг.), Ярославовых в селе Борисовское (дом 3-й четверти 18 в.), Тихвино-Никольское Н. И. Тишинина близ Рыбинска (барочная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1763–1764; дом 3-й трети 18 в.), Смоленское Свиньиных (дворец с парными флигелями, в одном из которых расположена Успенская церковь, 1779), Григорьевское Супоневых в Угличе (сохранились руины дворца 1770-х гг.), Кривец Кожиных (дом 2-й половины 18 в.), Михайловское Щербатовых (церковь Архангела Михаила в стиле нарышкинского барокко, 1700), Карабиха Голицыных (с 1861 Некрасовых), Голицыных в селе Гагаринская Новосёлка (церковь Рождества Христова, 1790), Урусовых в селе Ильинское-Урусово (церковь Пророка Илии, 1798). Сохранилась вотчинная контора Шереметевых в селе Новое (конец 18 в.).
Среди усадеб 19 в.: Музей-усадьба «Ботик Петра I» близ Переславля-Залесского (1803), Менчаково Соколовых (2-этажный дом начала 19 в.), Татищевых в селе Татищев Погост (церковь Святого Сергия Радонежского, 1803–1810, возможно, архитектор Н. А. Львов), Елпатьево Нарышкиных (Вознесенская церковь, 1814–1829), Воронино Леонтьевых (дом 19 в.), купцов Чистовых-младших в Мышкине (трёхэтажный дом, 1843–1850), Сосновец Лихачёвых (главный дом, 1849–1851, архитектор Д. С. Гвоздев; конный двор, 1832–1841), Новинское А. В. Сухово-Кобылина (флигель 19 в.), Ракоболь Эндоуровых (дом, 1872), Андреевское князя А. А. Куракина (кухонный корпус 19 в.), Бостельманов в селе Костино (деревянные дома конца 19 в.). Также сохранились купеческие особняки в сёлах Великое (особняк Локалова, 1888–1890), Поречье, в Мышкине, Рыбинске, Угличе.
В русско-византийском стиле построены: собор Богоявленского монастыря в Угличе (1843–1853), собор Иверской иконы Божией Матери (1865–1877, архитектор И. И. Горностаев; взорван в 1940) Николо-Бабаевского мужского монастыря (15 в., закрыт в 1919, возрождён в 1998). С элементами неовизантийского стиля – церковь Сретения Господня в Рыбинске (1867–1873, архитектор М. А. Щурупов). В русском стиле – ансамбль Софийского монастыря в Рыбинске (основан в 1860, закрыт в 1923; частично разрушен в 1930-х гг.), Троицкий собор (1896–1906, сохранились руины) Шестоковского монастыря в селе Шёлдомеж (1906, закрыт в 1920-х гг.); постройки архитектора Н. И. Поздеева. В стиле неоготики – костёл в Рыбинске (1910). В кирпичном стиле возведены: здание коммерческого училища в Рыбинске (1902–1905, архитектор А. А. Парланд; ныне колледж Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьёва), многие фабрики.
В начале 20 в. развивался стиль модерн: железнодорожный вокзал в Рыбинске (1904–1905, архитектор С. И. Минаш), отель «Бристоль» в Ярославле (1910, архитектор Г. В. Саренко), дворец Понизовкиных (ныне в посёлке Красный Профинтерн; около 1912–1914; с элементами неоготики). Элементы модерна (большие окна, керамика и др.) использованы в церкви Святого Андрея Критского в Ярославле (1904–1908, архитектор А. В. Иванов), соборе Казанского монастыря в посёлке Горушка близ г. Данилов (1901–1918), церкви Спаса Нерукотворного в селе Кукобой (1909–1912, оба – архитектор В. А. Косяков). В стиле неоклассицизма возведён Ярославский городской театр имени Ф. Волкова (1909–1911, архитектор Н. А. Спирин; ныне Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова). В неорусском стиле – шатровая церковь Святителя Николая в селе Сергиевское (1910), новое здание Хлебной биржи в Рыбинске (1910–1912, архитектор А. В. Иванов), Никольская церковь в деревне Курилово (1913).
В 1930-х гг. разработаны генпланы городов; в стиле советского неоклассицизма построены жилые кварталы, дома культуры и концертные залы («Авиатор» в Рыбинске, 1932–1937, архитектор Я. А. Корнфельд), вокзалы (в Ярославле, 1952), здания гидроэлектростанций. В 1928–1985 гг. разрушено около половины храмов на территории Ярославской области (в том числе уникальный Благовещенский собор Белогостицкого монастыря с трёхлопастными завершениями фасадов, 1657). В 1941 г. при заполнении Рыбинского водохранилища затоплен г. Молога.
В русле советского модернизма возведён Театр юного зрителя в Ярославле (1974–1983). В 1990-х – 2010-х гг. построены новые соборы (Успенский в Ярославле, 2004–2010, архитектор А. М. Денисов; Рождества Иоанна Предтечи в селе Брейтово, 2010–2013, архитектор А. Е. Михеев); отстроены монастыри – Свято-Никольский в Переславле-Залесском (около 1348, закрыт в 1923, возрождён в 1993), Николо-Сольбинский в местечке Сольба (конец 15 – начало 16 вв., закрыт в 1919, возрождён в 1995), Троице-Сергиев Варницкий в Ростове (1427, закрыт в 1919, возрождён в 1995).
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
С 12 в. на территории современной Ярославской области развивается иконописание («Ярославская Оранта», около 1224, Третьяковская галерея), искусство книжной миниатюры, монументальная живопись. С 15–16 вв. сохранились произведения лицевого и орнаментального шитья, ювелирные изделия, медное литьё, деревянная резьба («Распятие» в храме села Годеново, около 1423). Редкий живописный ансамбль 16 в. – фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле (1563–1564).
В середине 17 – начале 18 вв. большие ансамбли фресок в храмах Ярославля, Ростова, Переславля-Залесского и других городов создавали костромские (Любим Агеев, Гурий Никитин, Сила Савин), московские (Ларион Леонтьев, Третьяк и Фёдор Никитины) и ярославские (Севастьян Дмитриев, Иосиф Владимиров, Дмитрий Плеханов, Фёдор Игнатьев, Фёдор Фёдоров и др.) мастера. С 17 в. развивалось изготовление изразцов, литьё колоколов. Сохранились многочисленные росписи конца 18 – 19 вв.: в церкви Живоначальной Троицы в селе Вощажниково (1791–1794, предположительно при участии И. П. Аргунова), в Казанской церкви в селе Курба (1796–1799), в церкви Рождества Богородицы в селе Великое, в Воскресенских храмах в сёлах Вятское, Красное, Некрасовское (19 в.).
Со 2-й половины 18 в. развивается профессиональная станковая живопись (ярославский и угличский дворянский и купеческий портрет 18–19 вв., художники И. В. Тарханов, Н. Д. Мыльников и др.). В конце 18 – начале 20 вв. на территории современной Ярославской области работали живописцы Н. С. Лужников, А. Ф. Крылов, В. Г. Юров, П. Ф. Плешанов, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин, В. А. Симов, И. И. Левитан, А. П. Рябушкин, П. И. Петровичев, Д. И. Хмельницкий, В. И. Суриков, К. Ф. Юон, И. А. Лазарцев, С. Ф. Шитов, А. Д. Красотин, Д. Е. Гусев, К. А. Коровин (Дом-музей в селе Охотино), Д. Н. Кардовский, Е. С. и П. С. Сорокины; скульптор А. М. Опекушин (Дом-музей в селе Рыбницы).
Во 2-й четверти – середине 20 в. работали художники И. П. Батюков, А. Н. Веденеев, М. А. Владыкин, С. В. Щеглов и др. В 1947 г. из Китая как репатрианты приехали живописцы и сценографы М. А. и В. Е. Кичигины (М. А. Кичигин в 1948–1963 преподавал в Ярославском художественном училище; В. Е. Кичигина была репрессирована в 1951, освобождена в 1956). Среди художников 2-й половины 20 в.: В. В. Шепелёв, В. К. Непостаев, П. И. Рыбин, В. Н. Леонтьев, Г. П. Огарёва-Дарьина, А. Н. Мазитов, Ф. В. Новотельнов, А. Л. Соколова; монументалисты Г. В. Атрохин, А. В. Корзин, В. А. Шагин, Г. Е. Никитинский. С 1990-х гг. возрождается иконопись (Н. А. Мухин, А. В. и Ю. С. Беловы и др.).
Среди художественных промыслов: ростовская финифть (эмаль на металлической основе в Ростове; с 18 в.), изделия керамики (фарфоровый завод в посёлке Песочное; с 1884, с 1923 Государственная Рыбинская фабрика имени 1-го Мая, с 1936 Первомайский фарфоровый завод; прекратил производство в 2012), вышивка (ярославская белая строчка; во 2-й половине 19 – 20 вв. центр в селе Курба).