#Монументальная живопись 17–18 веков
Монументальная живопись 17–18 веков
Тег

Монументальная живопись 17–18 веков

Монументальная живопись 17–18 веков
Найденo 9 статей
Произведения живописи
Росписи собора Сретенского монастыря в Москве: памятник эпохи Петра I
Росписи собора Сретенского монастыря в Москве: памятник эпохи Петра I. Просторный пятиглавый двустолпный собор Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря, построенный по повелению царя Фёдора Алексеевича (1679), был расписан в 1707 г. при игумене Моисее (Великосельском) на средства С. Ф. Грибоедова – боярина и стрелецкого полковника. В том же году митрополит Стефан (Яворский) посетил обитель и освятил пристроенный к собору придел в честь святого Иоанна Предтечи. По свидетельствам 2-й половины 19 в., плита, вмурованная в стену с правой стороны от входа в собор, содержала надпись: «Божией Милостию, повелением Государя нашего Царя и Вел. Князя Феодора Алексеевича всея России и по благословению святейшего Иоакима Патриарха Московского, построена сия соборная церковь, в лето 7187 (1679) августа в 24 день и освящена в том же году августа в 24 день, патриархом Московским Иоакимом. А сей придел построен с повеления Государя Царя и Вел. Князя Петра Алексеевича всея России, и по благословению Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, в лето 7214 (1706), меж патриаршеством, по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского; соборная церковь подписана и покрыта лета 7215 (1707) по обещанию Стольника Семена Феодоровича Грибоедова» (цит. по: Токмаков. 1885. С. 10).
Пятый Вселенский собор. Фрагмент росписи западной стены собора Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря, Москва. 1707
Живописцы
Ушаков Симон Фёдорович
Ушако́в Си́мон Фёдорович (1626–1686), древнерусский иконописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В 1648–1663 гг. знаменщик Серебряной палаты, с 1663 г. возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Руководил художественными работами при дворе царя Алексея Михайловича, писал иконы по царскому заказу. Живописная манера Ушакова, получившая название «живоподобие», определила развитие древнерусской иконописи во 2-й половине 17 в. Считается автором трактата «Слово к люботщательному иконного писания» (около 1666).
Симон Ушаков. Архангел Михаил, попирающий сатану. 1676
Живописцы
Гурий Никитин
Гу́рий Ники́тин (около 1620, по другим сведениям, 1625 – 1691), древнерусский живописец. Первое упоминание Никитина, выходца из Костромы, в официальных документах московской Оружейной палаты относится к 1659 г. Один из наиболее значительных мастеров храмовых настенных росписей: участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (с 1660), церкви Илии Пророка в Ярославле (1680–1681) и др. Иконописец (единственная подписная работа – «Святая Троица», 1690, собрание Фонда Святого апостола Андрея Первозванного); участвовал в создании лицевого Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1677).
Гурий Никитин. Фреска «Жатва» (из цикла «Чудеса пророка Елисея»). Церковь Пророка Илии, Ярославль. 1680–1681
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Мозаика
Моза́ика, вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) природного (галька, раковины, натуральный камень) или искусственного (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, реже – предметы декоративно-прикладного искусства; иногда мозаика использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).
Райский сад. Мозаика свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. 425–450
Живописцы
Федоров Леонтий
Фе́доров Лео́нтий (работал 1720–1740), российский живописец. Предположительно из крепостных крестьян. Работал в Оружейной канцелярии, послан ею вместе с А. И. Захаровым и В. А. Ерошевским в Петергоф для участия в росписи дворца Монплезир (1720–1721). После закрытия этой канцелярии служил в живописной команде Канцелярии от строений. Совместно с Ерошевским писал иконостас для церкви и плафон для зала Летнего дворца (1725), по поручению канцелярии – картину «Изведение из темницы апостола Петра» для Петропавловского собора (1728, не сохранилась). В июле 1730 г. приписан к команде Андрея Матвеева, где работал над батальными картинами для т. н. Летнего дома («Сал для славных торжествований», 1730), а потом над оформлением Адмиралтейских триумфальных ворот (1731) и иконами для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Сохранились свидетельства, что в 1740 г. работал под руководством Л. Каравака.
Искусство
Живописцы
Ерошевский Василий Антонович
Ероше́вский Васи́лий Анто́нович (около 1679 – 1741), российский живописец. С начала 1700-х г. числился живописцем Оружейной канцелярии. В этом качестве был послан в Петергоф, где принимал участие в оформлении дворца Монплезир (1718–1722). В начале 1720-х гг. причислен к штату Канцелярии от строений. В 1725 г. вместе с Л. Федоровым создал росписи плафона в зале Летнего дворца и написал иконостас. По заданию канцелярии для купола Петропавловского собора выполнил композицию «Обращение Павла» (1728, не сохранилась). Под руководством Андрея Матвеева участвовал в создании батальных картин для т. н. Летнего дома («Салы для славных торжествований», 1730); в составе той же команды украшал Адмиралтейские триумфальные ворота (1731–1732). Вместе с Андреем Матвеевым незадолго до смерти старшего мастера писал иконы для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Работал над созданием плафонов в новостроящийся третий Зимний дворец («3имний дом» Анны Ивановны,1734–1736, с перерывами до 1740, в том числе в 1739 под руководством Б. Тарсия). В этот период жалование Ерошевского составляло 120 руб. в год. После смерти Матвеева в апреле 1739 г. кандидатура Ерошевского рассматривалась на пост главы живописной команды Канцелярии от строений, однако выбор пал на М. А. Захарова.
Искусство
Термины
Подволочная картина
Подволо́чная карти́на (от «подволок» – плафон, потолок), в русском светском искусстве 16–18 вв. живописный плафон, потолочная роспись. Получила широкое распространение в интерьерах царских и боярских палат, где в 16–17 вв. отдавали предпочтение орнаментальным росписям, сюжетам из притч и астрологической символике (изображения солнца, планет, карты звёздного неба) или украшали потолки узорным («травчатым») письмом; в 18 в. обрела популярность аллегорическая и мифологическая тематика. Встречается в описаниях историка И. Е. Забелина: «Подволоки деревянных хором, украшаемые живописью, составлялись обыкновенно из нескольких штук, или клееных щитов, прикрепляемых к потолку комнаты... Иногда подволочные штуки были собственно картины, писанные на полотне» (Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1. Ч. 1. М., 1918. С. 189).
Искусство