Гурий Никитин
Гу́рий Ники́тин (Гурий Никитин Кинешемцев) [около 1620, по другим сведениям, 1625, Кострома – 1691, Ярославль (?)], древнерусский живописец.
Родился в семье костромского торговца Никиты Григорьева, cына Кинешемца. Сведений об обучении нет. Гурию Никитину приписывают участие в целом ряде стенописных работ в 1650-х гг. в Костроме, также церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653). Первое упоминание Гурия Никитина в официальных документах московской Оружейной палаты относится к 1659 г.; его имя фигурировало среди 15 костромичей, посланных в Москву в 1660 г. для росписи Архангельского собора Московского Кремля. Вместе с другими костромичами писал знамёна по тафтам, с другими иконописцами – иконы для царевны Ирины Михайловны. В 1660 г. аттестован как иконописец первой статьи; в 1678 г. рекомендован С. Ф. Ушаковым на должность жалованного иконописца как один из тех, кто «иконное письмо пишет самым добрым мастерством».
Гурий Никитин прежде всего был выдающимся мастером храмовых настенных росписей; он участвовал в росписи Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662), писал фрески и местные иконы в московской церкви Григория Неокесарийского (1668), создал фресковые циклы в Успенском соборе в Ростове (1670–1671), в церкви Илии Пророка в Ярославле (1680), Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1684), Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689). Отчасти используя и творчески перерабатывая мотивы гравюр из популярных в то время на Руси голландских библий, Гурий Никитин с большим искусством сумел претворить дидактическое содержание монументальных композиций в ясную, убедительную форму, где условный пейзаж и архитектурные декорации помогают прочтению ветхозаветных и евангельских сюжетов. Колористическая гамма его росписей отмечена праздничной звучностью сочетаний золотисто-жёлтого, малинового, синего, зелёного тонов.
В 1677 г. костромские мастера во главе с Гурием Никитиным были вызваны в Москву и привлечены к работам по созданию лицевого Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного; в этой работе принимали участие до 20 иконописцев и живописцев, выполнивших 1200 миниатюр. Создал также немало икон для церквей Москвы и Московского Кремля, Костромы, Ростовского кремля, Ярославля (единственная подписная работа – «Святая Троица», 1690, собрание Фонда Святого апостола Андрея Первозванного; на основании документальных сведений Гурию Никитину приписывается также икона «Спас Вседержитель на престоле», 1686, Ярославский историко-художественный музей-заповедник).