Косяков Василий Антонович
Косяко́в Васи́лий Анто́нович [22.3(3.4).1862, Санкт-Петербург – 26.4.1921, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, художник, педагог; тайный советник (1913).
Отец – цеховой Антон Корнеевич Косяков (1829/1830 – после 1885), повар в резиденции министра императорского двора и уделов генерала от инфантерии, генерал-адъютанта графа В. Ф. Адлерберга, мать – Наталья Даниловна (1845–1919). Младшие братья – архитекторы Владимир Антонович Косяков, Георгий Антонович Косяков и генерал-майор Виктор Антонович Косяков (1870–1943).
По окончании Санкт-Петербургского 1-го реального училища в 1880 г. поступил в Строительное училище (с 1882 – Институт гражданских инженеров, ИГИ), где обучался у Н. В. Султанова. Окончил курс «с отличными успехами», 5(17) июня 1885 г. удостоен звания гражданского инженера и чина 10-го класса.
На протяжении творческого пути проявил себя в основном как церковный архитектор. Первой храмовой постройкой Косякова стала церковь во имя Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани в Санкт-Петербурге в память коронования императора Александра III (проект 1887 совместно с архитектором Д. К. Пруссаком; строительство велось в 1887–1898, отделочные работы завершены в 1903). В этом проекте храма в византийском стиле Косяков развил тип тетраконха, возрождённый Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. и распространившийся к 1890-м гг.
Архитектор вновь использовал композицию тетраконха в проекте кафедрального собора во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира в Астрахани, сооружённом в память 900-летия Крещения Руси (1895–1902; в 1924 получил статус собора; в 1939 закрыт; восстановлен в 1999–2002). В условиях конкурса, объявленного Астраханской городской думой в 1888 г., высказывалось пожелание, чтобы храм-памятник имел стиль в соответствии с исторической эпохой князя Владимира Святославича. В 1890 г. проект архитекторов Косякова и Н. Э. Икавитца удостоен 1-й премии. Строительством руководил и расширил храм астраханский городской архитектор П. И. Коржинский.
В творчестве Косякова преобладают проекты церквей в «московско-ярославском» варианте русского стиля. Для них характерно соединение «древнерусских» фасадов с ковровым заполнением дробным декором в духе узорочья в архаичных для начала 20 в. суховатых формах, но с высоким художественным и техническим качеством отделки и прогрессивных материалов и конструкций, прежде всего железобетона, в проектировании интерьеров (например, конструкция свода из перекрещивающихся арок, позволяющая создать пространство без внутренних опор). Признаком новой архитектуры является и то, что в декоре Косяков отказывался от традиционной для эклектики штукатурки в пользу долговечных и разнообразных по фактуре материалов: лекального кирпича, гранита, радомского песчаника, изразцов, а также бетона. К штукатурному декору архитектор возвратился в последних своих церковных проектах, но трактовал его уже в модернизированных «псковско-новгородских» – неорусских формах. Также важна для него и идея использования в рационализированном виде памятников византийской архитектуры в качестве прообразов для своих церковных проектов.
Наиболее ранний проект в русском стиле – военный собор Святого Александра Невского в Батуме (ныне Батуми, Грузия; проект утверждён в 1888), заложенный в 1888 г. императором Александром III в честь своего небесного покровителя и в память русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (готовый собор освящён в 1906, закрыт в 1921, в 1931–1936 разрушен). В память о спасении царской семьи при крушении поезда в Борках по проекту Косякова была сооружена часовня с шатровым завершением во имя Милующей иконы Божией Матери при Санкт-Петербургском морском госпитале (1891, не сохранилась; проект повторно использован в Феодосии при постройке часовни-склепа семьи Шкариных, 1909). Также в память «чуда в Борках» и спасения цесаревича Николая при инциденте в Оцу была построена монументальная церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге, завершённая гигантским барабаном с луковичной главой (1892–1899, при участии архитектора Б. К. Правдзика).
Схожими композицией и системой декора обладают церковь Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге (1895–1900, строилась по проекту и под наблюдением Косякова при участии Б. К. Правдзика; ныне подворье Введенской Оптиной пустыни), храм Даниловской Казанской женской общины (с 1901 – монастыря; ныне посёлок Горушка Даниловского района Ярославской области; проект одобрен в 1900, строительство велось в 1901–1908, возобновлено в 1915, храм освящён в 1918) и Свято-Никольский морской собор в порту императора Александра III в Либаве (ныне Лиепая, Латвия; заложен в 1900, освящён в 1903, Косяков составил проект и руководил строительством при участии архитектора А. И. Викселя). Эти три сооружения объединяют массивное луковичное пятиглавие, трактовка центральных прясел фасадов (прорезаны тройными арочными окнами и завершены гигантскими килевидными кокошниками), декор в виде ширинок, лопаток, аркатурно-колончатых поясов и др.
Для Путиловского завода в Санкт-Петербурге Косяков составил проект храма святых Николая и Александры (заложен в 1901, освящён в 1906; закрыт в 1925 и полностью перестроен в духе конструктивизма под клуб по проекту А. С. Никольского; затем перестроен в формах «сталинского ампира») с нетипичной для его творчества базиликальной композицией. Над притвором возвышалась шатровая колокольня, над восточной частью – компактное луковичное пятиглавие.
Спроектировал Троицкую церковь в деревне Гора-Валдай Санкт-Петербургской губернии (ныне Ломоносовский район Ленинградской области; 1899–1903), шатровую Богоявленскую часовню в Кронштадте в ознаменование 200-летия города (1903–1904, постройкой руководил архитектор А. И. Виксель), церковь Святого апостола Иоанна Богослова при бумагопрядильной фабрике в деревне Ивановское Санкт-Петербургской губернии (ныне посёлок Ивановское в Кингисеппском районе Ленинградской области; проект при участии архитектора П. П. Трифанова, строительство шло в 1901–1905).
В 1904–1910 гг. в Санкт-Петербурге был сооружён комплекс подворья Старо-Ладожского Успенского женского монастыря c Казанской церковью (заложена в 1905; с 1989 – подворье Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря). Отдельно стоящая колокольня с проездной аркой находится к востоку от пятиглавого храма с луковичными завершениями. Его боковые фасады завершены массивными килевидными кокошниками и акцентированы огромными окнами с висячими гирьками. Аналогично трактован основной объём церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Кукобой Ярославской губернии (ныне Первомайский район Ярославской области; 1909–1912). Над её западной частью – шатровая колокольня, которую фланкируют шатры на вытянутых гранёных барабанах.
В 1900-х гг. вновь обратился к византийскому стилю. В постройках этого периода ощутимо влияние памятников Константинополя (ныне Стамбул), таких как храм Святой Софии и церковь Святых Сергия и Вакха, соединённое с элементами архитектуры модерна, что можно считать итогом развития византийского стиля. Среди них – выстроенный в формах огромной купольной базилики Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца (проект 1901, 1902–1913) и Никольская церковь-часовня при анатомическом театре Морского госпиталя (1903–1905; обе – в Кронштадте), небольшой основной объём которой увенчан массивным куполом. Последним проектом в византийском стиле в творчестве Косякова стала церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери Воскресенского женского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге (1907–1912), композиция которой восходит к раннехристианским мартириям: её утрированная тяжеловесность и приземистость контрастируют с эстетизацией декора, выдержанного в духе модерна, византийского и древнерусского искусства.
Последние церковные сооружения Косякова несут черты неорусского стиля. В них архитектор обращался к штукатурному декору в духе псковского и новгородского зодчества. Базиликальная Покровская церковь Поречской общины (ныне деревня Козья Гора Сланцевского района Ленинградской области; 1904–1908) построена в формах эклектики, но ясность композиции и сдержанный декор оштукатуренных фасадов свидетельствуют о восприимчивости зодчего к актуальным тенденциям церковной архитектуры. Проект православной церкви в Сеуле при Русской духовной миссии в Корее (1904 и 1910, не осуществлён) – первый пример обращения Косякова исключительно к формам неорусского стиля. В основе плана одноглавого центрического храма – квадрифолий, предполагались щипцовое завершение фасадов, столпообразная звонница псковского типа над притвором. Более вольно спроектирована каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в лоцманском селении в деревне Лебяжья Санкт-Петербургской губернии (ныне посёлок Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области; совместно с Вл. А. Косяковым, проект 1911, строительство – 1913–1917). Прямоугольная в плане однонефная базилика отличается сдержанным асимметричным декором: крыльца псковского типа, наборные оконные наличники, ползучие арки и др.
Многие храмовые сооружения Косякова утрачены. Среди них – деревянная церковь во имя Христа Спасителя у бывшей железнодорожной станции Дюны (ныне в черте Санкт-Петербурга; 1904, совместно с архитектором А. И. Носалевичем), трапезная церковь во имя Преподобного Серафима Саровского в Поречской общине (1904–1905, сгорела в 1944), церковь во имя Святителя Николая Чудотворца близ станции Саблино (ныне Тосненский район Ленинградской области; 1906–1908, сгорела в 1943), нижняя Никольская церковь в храме во имя Блаженного Андрея Юродивого при доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова в Санкт-Петербурге (1908–1909, совместно с Г. А. Косяковым, закрыта в 1922, позднее снесена) и одна из самых значительных работ Косякова – пятиглавый военный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла на Петровской горе в Выборге в память 200-летия присоединения города к Российской империи (заложен в 1910, не достроен, разобран в 1932; на его фундаменте был возведён Выборгский провинциальный архив, 1933, архитектор У. Ульберг). Единственная сохранившаяся деревянная церковь, построенная по проекту Косякова, – домовый Никольский храм в посёлке Лебяжье (1902, совместно с Вл. А. Косяковым).
Интерес представляют и гражданские сооружения Косякова: доходный дом Я. А. Леванта в формах неоренессанса (1897), надстройка дома при церкви Святых Симеона и Анны (1901), перестройка здания 1-го реального училища императора Александра III (1900–1901), собственный доходный дом на Петербургской стороне (1902; все – в Санкт-Петербурге), дачи Л. И. Косяковой (проект 1901, строительство 1909–1911) и Б. К. Правдзика (1909) в Сестрорецке в стилистике модерна и неоренессанса.
Ряд проектов Косяков осуществил в соавторстве с братьями. Доходный дом П. Т. Бадаева (1904–1906) сооружён им в формах модерна по проекту Вл. А. и Г. А. Косяковых при участии архитектора Н. Л. Подбереского. В. А. и Г. А. Косяковы занимались перестройкой Николаевского купеческого дома призрения (1905–1908) и дома призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова, где в 1908–1909 гг. были устроены церковь во имя Святителя Николая (ныне утрачена), приёмная, чайная и курительная комнаты в духе модерна. В 1905–1908 гг. по проекту В. А. Косякова и Г. А. Косякова был надстроен третий этаж над классицистическим зданием Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан, предполагалась также перестройка при нём часовни со звонницей в стиле русского ампира (1910, проект не реализован). Втроём братья-архитекторы проектировали неоренессансное здание Благородного собрания в Санкт-Петербурге (1912–1914; ныне Дом Радио), В. А. Косяков создал план здания и руководил строительством.
Вёл надзор за строительством придворного собора во имя Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе (1895–1904) по проекту архитектора Н. В. Султанова. В разное время принимал участие в реконструкции ряда петербургских храмов. В 1893 г. спроектировал расширение вдвое Преображенской церкви при 1-й гимназии (освящена в 1895), выполнил перестройку зданий Благовещенского синодального подворья с домовой Никольской церковью (1898–1899).
Автор ряда учебных пособий. Его научные труды отличаются особым вниманием к техническим вопросам, прежде всего к расчёту конструкций. Так, в своём литографированном курсе «Сельскохозяйственная архитектура» (Косяков. 1904) он стремился облегчить работу строителей и подробнейшим образом рассматривал особенности возведения помещений для животных и служебных построек с учётом санитарных норм, характера материалов и минимальных эстетических требований. Кроме теоретических трудов составлял описания собственных архитектурных работ, в которых очевидны идеологические ориентиры архитектора. Описывая Екатерининскую церковь в Екатерингофе (архитектор К. А. Тон, 1831–1837, утрачена) – первую церковь в русско-византийском стиле, реставрацией которой он занимался в 1894–1897 гг., – Косяков указывал, что её постройка в стиле «древних московских пятиглавых соборов» отражала «нечто более соответствующее духу православия», чем «повторение избитого стиля», и «явилась первым опытом возрождения русских архитектурных форм после двухвекового забвения» (Косяков. 1896. С. 1). Византийский стиль Косяков характеризовал как богато разработанный, составляющий достояние русского зодчества (Косяков. 1887. С. 1).
Служил в Департаменте таможенных сборов, Техническо-строительном комитете Хозяйственного управления при Синоде (с 1896), член Хозяйственного управления при Синоде (с 1901). Член Хозяйственного комитета МВД (1896–1914), сверхштатный член Техническо-строительного комитета МВД (1905–1914).
Архитектор Хозяйственного управления Синода (1897), инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества (1914–1917).
Сверхштатный преподаватель (1888–1895), 2-й помощник профессора по архитектурным проектам (1895–1896), преподаватель (1896–1900), член Совета (с 1898), экстраординарный (1900–1901), ординарный (1901–1921) профессор, директор (1905–1921; первый избранный, переизбирался в 1908, 1911, 1914, 1917) ИГИ.
Преподаватель (с 1891), инспектор Школы десятников по строительному делу Императорского Русского технического общества в Соляном городке, член Санкт-Петербургского общества архитекторов (1887), представитель Министерства внутренних дел в Комитете попечительства о русской иконописи (1908). Член Совета, председатель правления (1914–1917) Общества гражданских инженеров, член реставрационной комиссии Императорской Археологической комиссии (1912).
Награждён орденами Святой Анны 2-й степени (1897), Святого Владимира 3-й степени (1908), Святого Станислава 1-й степени (1911).
Умер от склероза мозга.
Погребён на Новодевичьем кладбище в Петрограде, могила утрачена. В 2008 г. у Казанской церкви установлен памятник-кенотаф.
Был женат (брак заключён между 1893 и 1898) на Людмиле Ивановне, урождённой Бухман (ум. после 1925), работавшей в братских яслях Московско-Нарвского отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Сын – Василий Васильевич (1894–1974), архитектор, теннисист.