Иосиф Владимиров
Ио́сиф Влади́миров (Володимеров) (упоминается в 1642–1666), русский живописец и теоретик искусства.
Родом из Ярославля. В 1642 г. в числе других изографов вызван в Москву для создания росписи Успенского собора Московского Кремля, что свидетельствует о нём как о зрелом мастере. В 1650 г. в составе артели ярославского стенописца Севастьяна Дмитриева работал в Кирилло-Белозерском монастыре, где создал живописные композиции в киотах на наружных стенах Успенского собора и, вероятно, частично сохранившиеся ныне росписи его папертей. Род художника был внесён для поминовения в синодик монастыря. В 1652 г. работал в Архангельском соборе Московского Кремля. В 1659 г. с Севастьяном Дмитриевым расписывал Успенский собор в Ростове, о чём ярославский воевода докладывал царю: «Да Ярославских же… иконописцов Савастьянка Дмитреев, Оска Володимеров с товарищи, пять человек, до твоей, В. Государя, грамоты взяты в Ростов к Ростовскому Ионе Митрополиту, соборныя церкви для стеннаго писма» (цит. по: Забелин. 1850. C. 24). Эти росписи находятся под более поздними записями.
С 1660 г. Иосиф Владимиров пребывал в Москве, где имел прочные профессиональные и дружеские связи: он жил в доме С. Ф. Ушакова, работал знаменщиком Московского печатного двора, принимал участие в возобновившейся росписи Архангельского собора Кремля. Вероятно, по рисунку Иосифа Владимирова в Вене напечатана гравюра «Спас Нерукотворный» (1663); исполненная с неё прорись вошла в Сийский иконописный подлинник (Российская национальная библиотека, ОР ОЛДП F. 88; см. Покровский. 1896).
Изменявшийся со временем круг приписываемых Иосифу Владимирову произведений включает в себя около 10 икон (точные даты создания большинства из них неизвестны). Две иконы из дореволюционного собрания Н. П. Лихачёва с упоминанием в надписи «государева изографа Иосифа» – «Рождество Богородицы» (местонахождение неизвестно) и «Богоявление» (Русский музей, Санкт-Петербург) – сам Лихачёв считал подделками, тогда как В. Г. Брюсова включала эти образы в список созданных мастером произведений (Брюсова. 1984). Исследователь ярославской иконописи И. П. Болотцева на основе стилистического анализа считала работой Иосифа Владимирова икону «Рождество Христово» (середина 17 в., Ярославский художественный музей) с плотной многофигурной композицией из нескольких сцен (в их числе «Избиение младенцев»).
Иосифу Владимирову приписываются создание икон для местного ряда иконостаса и участие в росписи церкви Троицы в Никитниках (1652–1653, Москва). На обороте иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов», происходящей из этого храма (ныне в собрании Исторического музея, Москва) имеется клеймо в виде картуша с именем художника. Верхняя строчка исполнена вязью: «изwграф иосиф»; нижняя – полууставом: «владiмiро(в)» (Симон Ушаков – царский изограф. 2015. С. 263). Е. С. Овчинникова считала это клеймо новшеством, свидетельствующим об осознании авторской ответственности за качество созданного произведения; современные исследователи отмечают стилизацию надписи, характерную для 19 в., а также тот факт, что не известны другие автографы в виде клеймёной печати на оборотах икон этого времени (Симон Ушаков – царский изограф. 2015. С. 263). Икона «Сошествие Святого Духа» имеет ясную иерархическую композицию и сложные архитектурные кулисы, разворачивающиеся и поднимающиеся в виде фантазийных портиков по обе стороны от сидящей в центре Богородицы.
Иосиф Владимиров – автор новаторского для своего времени теоретического и эстетического трактата «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу». Это сочинение об искусстве иконописи и её актуальных проблемах написано Иосифом между 1655 и 1658 гг. (Салтыков. 1974. С. 273) либо в начале 1660-х гг., когда он останавливался у С. Ф. Ушакова в Москве и, соответственно, много с ним общался (Древнерусское искусство. XVII век. 1964. С. 18). Текст состоит из двух частей – вводного письма к Ушакову, где упоминается сербский архидиакон, посетивший мастерскую художника, и собственно трактата, в котором Иосиф Владимиров полемизирует об иконописании с неким Иоанном Плешковичем. По мнению исследователей, оппонент Иосифа – ярославец сербского происхождения Иоанн Плешков, который упоминается в «Повести о построении Николо-Пенской и Фёдоровской церквей» (Брюсова. 1982. С. 80). Вероятно, он был жителем ярославской Толчковской слободы (Брюсова. 1982. С. 80; Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. 2001. С. 141). При этом Т. Л. Никитина считает, что сербский архидиакон и Иоанн Плешкович – это два разных человека, и отождествляет первого с архидиаконом Ефремом, сопровождавшим сербского патриарха во время его визита в Россию в 1654 г. (Никитина. 2024). В трактате последовательно доказываются приоритет художественного начала в иконописи и важность мастерства изографа, который несёт ответственность за создание «неискусных», ремесленных икон и искажение святых образов: «Неистовы ж и плохописаный образ непотребен и противен есть первообразному» (Древнерусское искусство. XVII век. 1964. С. 41). В искусстве своего времени Иосиф Владимиров утверждает новое направление, получившее название «живоподобие»: как следование натуре, приближение образа к реальности и отражение красоты изображаемого, которые Владимиров понимает в полном соответствии с православными догматами и канонами. Так, ангельское лицо следует передавать в иконе «световидно и лепо юношеское», а внешность Богоматери, руководствуясь тем, что она была девой, писать: «лицо девиче, уста девичи, устроение девиче и прочее. Тако и написуется премудрыми живописцы» (Древнерусское искусство. XVII век. 1964. С. 57). Трактат демонстрирует эрудированность художника, цитировавшего для подтверждения собственных тезисов многочисленные источники: Священное Писание, Стоглав, прологи, сочинения Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина и многие другие.
Последнее упоминание Иосифа Владимирова относится к 1666 г., когда он был вызван в Москву в связи с продолжением художественных работ в Архангельском соборе, однако не явился, что могло означать его кончину. По мнению Т. Е. Казакевич, в 1666 г. Владимиров не умер, а принял монашеский постриг в московском Знаменском монастыре под именем Иоасафа и работал на Московском печатном дворе в 1677–1678 гг. (Ферапонтовский сборник. 2006. С. 105).