Дмитрий Григорьев Плеханов
Дми́трий Григо́рьев Плеха́нов (Дмитрий Григорьевич Плеханов) [1642, Ярославль – около 1705, там же (?)], русский живописец-монументалист, знаменщик, иконописец.
Биографические сведения
Сын ярославского иконописца Григория Степанова Куретникова (Плехана); брат Василий – также иконописец. Григорий Степанов сын Куретников значится в Переписной книге Ярославля 1646 г. проживающим в Дмитровской сотне при церкви Димитрия Солунского вблизи Спасского монастыря («у Димитрия Святого на монастыре – у него детей сын Дмитрейко 4 лет»), те же сведения имеются в книгах 1669 и 1671 гг.: «Гришка Степанов иконник с детьми Миткою да Васкою» (цит. по: Рутман. 2001. С. 143–144). Исследователи предполагали, что кроме отца, передавшего свои навыки обоим сыновьям, на творчество Дмитрия Плеханова, вероятно, оказал влияние Гурий Никитин (Брюсова. 1984. С. 113). Вместе с отцом и Гурием Никитиным Плеханов мог работать в Архангельском соборе Московского Кремля (1666) и в Успенском соборе Ростова (росписи выполнялись большой артелью костромских и ярославских мастеров после пожара 1670). Плеханов как живописец мог формироваться также при существенном влиянии ярославских мастеров монументальной живописи, в том числе Севастьяна Дмитриева (Никитина. 2006. С. 35).
Расцвет творчества Плеханова пришёлся на 1680–1690-е гг., когда он стал зрелым мастером. В надписи на западной стене Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (сбитой при поновлении росписей в 1866) мастер был назван кормовым иконописцем; его имя как главного знаменщика и руководителя артели из 35 человек было указано первым (Белоброва. 1960. С. 65–84).
Жена Плеханова – Пелагея Васильева; в Переписной книге Ярославля за 1710 г. упомянута как вдова (Словарь русских иконописцев. 2009. С. 71).
Творчество
Список сохранившихся храмовых росписей, созданных под руководством или при участии Дмитрия Плеханова, широк. Доподлинно известно, что Плеханов создавал стенописи в ярославской церкви Николы Мокрого (1673–1675) и ростовской церкви Спаса на Сенях (1675). Среди документально подтверждённых работ выделяются крупнейшие ансамбли последней трети 17 в.: росписи Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря в Сергиевом Посаде (1684), Софийского собора в Вологде (1686–1688), церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1694–1695). На основании стилистического анализа и художественных особенностей исследователи предполагают участие Плеханова в росписях ростовских церквей Воскресения (около 1675) и Святого Иоанна Богослова (1683), Воскресенского собора в Борисоглебске (ныне Тутаев; 1678), ярославских церквей Святого Димитрия Солунского (1686; к её приходу принадлежала семья художника) и Богоявления (1692), Троицкого собора ростовского Яковлевского монастыря (1689) (Словарь русских иконописцев. 2009. С. 482). Кроме выполнения стенописных работ, Плеханов писал иконы по царскому заказу. Известно об отправке икон Плеханова царю Алексею Михайловичу, однако выявить эти памятники не представляется возможным.
Мастерство Плеханова, выполнявшего заказы в городских, монастырских, архиерейских церквах и соборах, заключалось в его способности работать в любом архитектурном пространстве и на любой по охвату площади (Макарова. 2018. С. 153). Всем его работам присуща строгая согласованность стенописного ансамбля с интерьером, членения которого определяют чёткое разграничение отдельных частей росписи. Эти черты в полной мере проявились во фресках Успенского собора Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде. Монументальное ви́дение Плеханова позволяло ему строго соподчинять части живописных ансамблей, сколь бы сложна ни была их иконографическая программа.
Эти же навыки позволяли Плеханову создавать композиции колоссального масштаба, как, например, фреска «Страшный суд» в Софийском соборе Вологды, которая занимает всю западную стену, люнеты и откосы окон. О работе по украшению Софийского собора в Вологде и о стоимости этих работ сообщалось в приходно-расходных книгах: «1686 года марта 23 подрядился на Вологде соборную церковь и с алтарем и с пределы подписать стенным письмом ярославец иконописец Дмитрий Григорьев сын Плеханов: ряжено ему от того всего стенного писма 1500 рублев; дано ему, по рядной записи, наперед 400 рублев. Да ему ж иконописцу Дмитрию Григорьеву к тому стенному писму дано на покупку гвоздья на восемдесят тысяч 50 рублев» (цит. по: Лукомский. 1914. С. 62).
Крупнейший по количеству сюжетов среди документированных работ Плеханова – грандиозный девятиярусный цикл фресок в Ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, выполненный 16 мастерами. Программа росписи храма насчитывает около полутора тысяч сцен и образов святых, расположенных в строгой ясности и соподчинении. Нижний ярус на северной и южной стенах занимают уникальные для стенописи святцы – календарь всех святых Русской православной церкви, построенный по Четьим минеям.
Последнее точное упоминание о выполнении художником стенописного заказа датируется 16(26) августа 1698 г. В нём сообщено, что Дмитрию Григорьеву и его артели дано 10 руб. за то, что «у ростовской соборной церкви Успения пресвятыя богородицы в паперти иконное стенное письмо переправливали вновь и починивали» (цит. по: Добровольская. 1958. С. 46). Роспись крыльца Успенского собора в Ростове посвящена теме Страшного суда, разрабатывавшейся ранее в других работах мастера.
Ярославская исследовательница Т. Е. Казакевич считала, что в начале 18 в. Д. Г. Плеханов вновь работал в ярославском храме Иоанна Предтечи в Толчкове, где по заказу митрополита Димитрия Ростовского украшал галереи. В основе их программы лежат сюжеты книг Ветхого Завета, а также иллюстрации новелл «Небо Новое…» Иоанникия Галятовского и других произведений. С учётом этой атрибуции Казакевич предположила, что Дмитрий Плеханов умер около 1705 г. (Казакевич). Это мнение разделяют и другие исследователи (Макарова. 2018. С. 152).